8.1 Проза второй половины XX в.: В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.М. Шукшин

8.1 Проза второй половины XX в.: В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.М. Шукшин

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 8-08-2017, 06:05
Видеоурок: В.М. Шукшин "Срезал" анализ



Лекция: В.П. Астафьев «Звездопад», В.В. Быков «Обелиск», В.М. Шукшин «Срезал»

В.П. Астафьев «Звездопад» 

 

В.П. Астафьев (1924 - 2001)

"Звездопад" (1960)


Жанр: лирическая повесть исповедального характера.


Тема: военная юность, первая любовь. Драма несостоявшейся любви.


Сюжет:

Повествование – от первого лица. О своей военной молодости рассказывает повзрослевший Михаил.


Молодой солдат Миша попадает в госпиталь с тяжелым ранением руки. После сложной операции он просыпается в палате и замечает молодую медсестру – она дежурит в палате тяжелораненных. Молодые люди знакомятся, рассказывают друг другу о себе. Он – бывший детдомовец, окончил ремесленное училище, она – студентка медицинского факультета. Девушка очень нравится Михаилу, он ищет встреч с ней, когда Лида дежурит в других отделениях госпиталя. Между молодыми людьми завязываются отношения. Однажды парень отправляется к Лиде в надежде на встречу, однако его встречает мать Лиды. Она убеждает Мишу, что он не пара ее дочери: Лиде нужно продолжать учебу, а Михаилу вскоре нужно будет вернуться на фронт.


Встретившись с любимой, молодой человек не решается передать ей разговор с матерью, хотя Лида активно пытается выведать, о чем Миша говорил с ее мамой. После ранения юноша оказывается «годен к нестроевой», и ему остается только уехать с «покупателем» - в госпиталь часто наведываются за солдатами, получившими подобный вердикт от докторов, те, кому нужны работники. Поначалу Михаил не решается встретиться с работодателями, однако после долгих размышлений он приходит к заключению, что Лидина мама права – он не сможет содержать себя и Лиду. Парень принимает решение расстаться с любимой. Когда Лида приходит к нему на пересыльный пункт, он прогоняет ее и вскоре уезжает с очередным покупателем.


Михаил не разлюбил Лиду, очень надеялся на встречу с девушкой после войны, однако этому не суждено было случиться.


Кульминационный момент: сцена припадка контуженного солдата во время выступления артистов в госпитале. Во время поднявшейся суматохи Миша закрывает собой любимую девушку, чтобы он случайно не пострадала. С этого момента они начинают встречаться открыто.

В тексте нет войны, отсутствуют описания боев, однако война постоянно присутствует на страницах повести – в обстановке госпиталя, в тяжелой атмосфере больничных палат, в постоянном ожидании отправки на фронт выздоравливающих солдат.


Стилевые особенности: средством передачи душевного состояния героя служат внутренние монологи. Текст в некоторых моментах сентиментален, что позволяет усилить эмоциональную сторону восприятия произведения. В повести часто присутствует личное, авторское «я».


В.В. Быков «Обелиск» 


В.В. Быков (1924 – 2003)

«Обелиск» (1971)


Жанр: повесть.


Тема: Великая Отечественная война, реквием всем неизвестным героям, отдавшим жизнь за Родину.


Проблематика: повесть призывает задуматься над истоками героизма, поразмышлять, в чем смысл героизма.


Сюжет: повествование ведется от лица журналиста, не сумевшего застать в живых единственного свидетеля подвига деревенского учителя Алеся Мороза, его ученика Павла Миклашевича. Павел чудом выжил при побеге, когда арестованных подростков вместе с учителем конвоировали фашисты. После войны он также стал учителем и всю жизнь посвятил увековечению памяти любимого учителя, чтобы на обелиске вместе с фамилиями погибших ребят появилась фамилия Мороза. В спор между Ксендзовым и Ткачуком поднимает главный вопрос повести: Ксендзов доказывает, что ничего героического учитель не совершил, Ткачук спорит с ним, убеждая в обратном. Автор вместе с героями размышляет об источниках героического характера, вкладывает в слова своих персонажей глубокие мысли о самоотверженности, высокой цене жизни, совести и нравственной чистоте. И можно ли считать подвигом поступок учителя, не отказавшегося от преподавания в условиях жестокой оккупации?


Другая важная мысль повести – преемственность высокой человечности, доброты. От Мороза принимает эстафету Миклашевич, и уже его ученик, «педагогический внук» героического учителя, Витька, помогает задержать опасного бандита. Ткачук понимает истоки такого поступка, он сразу узнает в этом нравственное «завещание» казненного учителя. В критической ситуации выбора – поступить «по совести» или найти себе оправдание и избежать трудного решения, представители трех поколений остаются верны долгу и чести. Обелиск не просто увековечил подвиг деревенского учителя – он становится великим нравственным маяком для всех последующих поколений.


В.М. Шукшин «Срезал»

 

В.М. Шукшин (1929 - 1974)


Особенность рассказов В.М. Шукшина

«Кинематографичность» текста: лаконизм, отсутствие  описательного  элемента,  преобладающая диалогичность текста, основа сюжета – встреча действующих лиц; действие начинается без предисловий и вступлений. Концовка рассказа – открытая.


«Срезал» (1970 )


Жанр: рассказ-анекдот (временная краткость описываемого события); рассказ-характер (участники «ученого» диспута описаны точными, емкими штрихами).


Проблематика: в рассказе автор поднимает главную тему своего творчества – проблему отношений города и деревни. Кроме социального аспекта в рассказе четко прослеживается философский проблема глубокой разобщенности людей, отсутствие желания услышать и понять друг друга.


Сюжет: в деревню к матери приезжает из столицы сын, Константин Иванович, с семьей – женой и дочерью.


В деревне живет Глеб Капустин, знаменитый своим выдающимся умением «срезать» именитых гостей (отсюда – название рассказа). По традиции знаменитые односельчане, приезжающие в гости к родственникам, приглашали соседей в гости – встретиться с многочисленной деревенской родней,  пообщаться со знакомыми, вспомнить детские и юношеские годы в родном доме.


На такую встречу приходит Глеб и своими «учеными» вопросами, непонятными для деревенских жителей словами «срезает» Константина Ивановича и его жену. Задавая московскому гостю вопросы о натурфилософии, о Луне, спрашивая о северном шаманизме, деревенский «знаток» низвергает и Константина Ивановича, и его жену, выходя безоговорочным победителем в словесных прениях. Однако победа выглядит весьма комично – реплики Глеба псевдонаучны, его напыщенные выражения, иронично-высокомерное отношение к заезжим землякам, его «скромная» заносчивость вызывают улыбку. Однако несмотря на безоговорочную победу, Глеба в деревне не любят – его язвительность, въедливость отталкивают деревенских жителей.


Герои: супруги Константин и Валентина Журавлевы – преподаватели московского ВУЗа, филологи, кандидаты наук. По местным деревенским меркам – люди богатые, «с положением». Насколько Константин Иванович за годы, проведенные не просто в городе, а в столице, отошел от своих корней, стал очень далек от своих деревенских родственников и друзей. Свидетельство этого – подарки для матери, привезенными им из Москвы (халат, электрический чайник, деревянные ложки «в народном стиле»).


Глеб Капустин. Его характеристика умещается в нескольких словах: толстогубый, белобрысый, начитанный, ехидный. Портрет создается при помощи речи Глеба. Его манера общения неприятна, он считает себя ниспровергателем авторитетов, победителем над знаменитыми земляками. Комизм ситуации усиливает непонимание Глебом разницы между философией и филологией.Однако его главный довод по типу «мы академиев не кончали» показывает другую, совершенно не смешную сторону ситуации: в абсурдном диспуте побеждает демагог, беспардонный циник, приобретший свои «глубокие» знания из газет.


Стилистика: рассказ написан простым языком, фразы делятся на короткие предложения. Текст предельно конкретен, без отвлеченных рассуждений, лирических отступлений, текста «от автора». Шукшин меняет местами речевые «портреты» своих героев – столичные ученые разговаривают обычным, общепонятным языком, в то время как деревенский «ученый муж» сыпет наукообразными выражениями, сложными терминами, явно вычитанными в газетных статьях. В диалоге явно происходит разговор «двух глухих» - каждый персонаж высказывается, совершенно не слыша и не понимая своего оппонента.



Онлайн - библиотека:
В.П. Астафьев «Звездопад»
В.В. Быков «Обелиск» 
В.М. Шукшин «Срезал»

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий