1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

1.4.5 Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

База знаний ЕГЭ История Добавлено: 15-09-2017, 08:05
Видеоурок: Культура и быт в XVI веке. Просвещение, развитие научных знаний


Лекция: Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Формирование национального самосознания так же, как и единства народа, пришлось на период с XV по XVI века. Прекратилась междоусобица и феодальная раздробленность государства. Началось хозяйственное и культурное развитие.

В эти годы активно начала развиваться культура, причём по всем фронтам. Восстановление ремёсел, международные отношения и обмен опытом привели к культурному скачку, восстановлению после застоя во времена ордынского ига.

Литература XV–XVII вв.

Для литературы XV-XVII веков характерны такие жанры, как богослужебный, летописи, поучения, публицистика и другие. Рассмотрим наиболее яркие произведения указанного периода. 

  • Летопись 
Одним из произведений летописного жанра начала XV века была Троицкая летопись, полностью сгоревшая во время пожара 1812 года в Москве. Другим литературным жанром XV века были хожения (хождения). Одним из которых является произведение Афанасия Никитина "Хождение за три моря". Оно написано в форме путёвых записок, когда купец из Твери путешествовал в индийское государство Бахмани.  

Между 1526 и 1530 годами в свет вышла обширная летописная книга — Никоновская летопись, которая описывала все значимые события русской истории. Название летописи связано с именем патриарха Никона, автора одного из списков. В написании летописи участвовал Даниил - митрополит Московский и всея Руси. 


Другим памятником летописания XVI века стала иллюстрированная миниатюрами Царь-книга (Лицевой летописный свод Ивана IV), написанная в 1560—1570-х гг. Свод описывает события русской и мировой истории. 


  • Церковная литература
Одним из важных событий середины XVI века было появление книгопечатания. Иваном Федоровым в Москве был организован Первый Печатный двор в 1553 году. Им же в 1564 году была издана первая печатная книга — «Апостол» - богослужебная книга.


Под руководством архиепископа Макария был составлен сборник из 12 книг «Четьи – минеи». Сборник включал в себя жития святых на каждый день. Читались они церковью. 

Уникальным памятником XVII века являтся "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Произведение представляет собой автобиографию - исповедь. Аввакум является символом старообрядческого протестного движения. Он был противником церковной реформы Никона.

  • Поучения
К важнейшим памятникам литературы середины XVI века относится «Домострой», написанный монахом Сильвестром. Произведение представляло собой свод поучений и правил в таких аспектах жизни, как: общество, семья, хозяйство и религия.

  • Публицистика
В первой четверти XVI века появляется "Сказание о князьях Владимирских" публицистического жанра, использовавшееся в политических целях. В Сказании излагается о наследственной связи великих князей с византийскими императорами. 

Ярким представителем русской публицистики середины XVI века является Иван Семёнович Пересветов. Ему принадлежат такие произведения, как "Малая челобитная (царю Иоанну)", "Сказание о царе Константине" и др. 

Значительным памятником данного жанра второй половины XVI века является "История о великом князе Московском", содержащая идею ограничения царской власти. Автор Курбский Андрей Михайлович - полководец, политик, писатель. Был приближенным царя Ивана Грозного. Во времена Ливонской войны, Курбский, опасаясь царской опалы бежал в Ливию. Оттуда на протяжении многих лет вёл переписку с царем, в которой затрагивались социально-политические проблемы, пути развития Руси, отношения царя к подданным. Курбского называют первым русским диссидентом. 

Одним из популярных публицистических произведений XVII в. была «Повесть об Азовском сидении донских казаков». Повесть представляет собой донесение царю Михаилу Федоровичу описания осады Азова турками 1641 года, которая продолжалась четыре месяца.

  • Повесть
«Повесть о Ерше Ершовиче» - сатирическое произведение конца XVI - начала XVII вв., направленное против несправедливого суда. Имя автора неизвестно.

Еще одним сатирическим памятником XVII в. стала "Повесть о Шемякином суде", в которой рассказывается о несправедливом судье Шемяке. Шемяка - это реальное историческое лицо, галицкий князь Дмитрий Шемяка, известный своими несправедливыми делами.

  • Историческая литература
Основным памятником данного жанра является Степенная книга XVI века. В ней делалась попытка систематизировать русскую историю со времен княжения Владимира Святославича до времен правления Ивана Грозного. Степенная книга составлена по инициативе митрополита Макария. Автором является духовник Андрей, ставший митрополитом Афанасием.  

  • Поэзия
Симеон Полоцкий - один из первых русских поэтов XVII века. Написал множество стихотворений. Среди значительных произведений «Псалтырь Рифмотворная», представляющая собой стихотворное изложение Псалтыри - библейской книги Ветхого Завета.

Искусство живописи XV–XVII вв.

Ядром русской живописи вплоть до конца XVII века оставалась иконопись. Самым почитаемым иконописцем московской школы XV века был Андрей Рублёв. Его живопись пронизана идеями мира, согласия, гармонии, прощения, заступничества. Известно о Рублёве очень мало. От того времени осталась только миниатюра на которой изображено то, как Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря.

В 1408 году была создана икона "Спас в силах". Знаменитым произведением А. Рублёва является икона "Святая Троица", ставшая главной иконой Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Вместе с другими иконописцами А. Рублёв расписал стены Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. В живописи А.Рублёв использовал неяркие цвета, "пастельные" тона.  

Если в XIV веке главенствующее положение в Новгородской школе живописи занимала фреска, то в XV столетии это место заняла иконопись. Она отличалась яркими цветами и своеобразным исполнением. Новгородские мастера в иконах прославляли свою историю и святыни. Отличительной чертой новгородской иконописи XV века стало появление двусторонних икон.  

Псковская иконопись характеризуется использованием сумрачных, темных тонов. Одеяния украшались тончайшей золотой нитью.
Известным иконописцем XVI века стал продолжатель традиций Андрея Рублева Дионисий. Он создал фресковую роспись Рождественского собора Ферапонтового монастыря близ Вологды. Также Дионисий работал и создавал фрески в Белозерском монастыре, в Успенском соборе Московского Кремля. Дионисий использовал светлые и радостные тона. Его образы изящны и стройны.
 
В XVI веке стали появляться иконы на реальные исторические события. Одна из них "Благословенно воинство Небесного Царя" была написана по заказу Ивана Грозного в память взятия Казани в 1552 году. Предполагаемым автором является царский духовник Андрей (митрополит Афанасий).

Ярким московским иконописцем XVII века являлся Симон Ушаков. 

Помимо росписей соборов и икон в XVII веке появляется новый жанр — парсуна (портрет).


Архитектура XV–XVII вв.

В архитектуру Московского княжества также возвращается каменное строительство. Зодчие Москвы перенимали и внедряли опыт архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Появляется такое направление в архитектуре, как пятиглавые монастырские храмы. Наивысший подъем строительства храмов пришелся на годы правления Ивана III с 1462 по 1505 год. Так в 1475-1479 гг. был построен Успенский Собор в Москве. Его строительством руководил архитектор из Италии - Аристотель Фиораванти.





Архитектурным памятником конца XV века является Церковь Ризоположения, построенная на месте одноимённой церкви, заложенной в 1451 году в память об избавлении Москвы от нашествия ордынского царевича Мазовши (правнук Тохтамыша). Церковь Ризоположения расположена на Соборной площади Московского Кремля. Её строительство велось в 1484—1485 годах псковскими архитекторами Кривцовым и Мышкиним.





Также при Иване III в 1489 году на месте деревянного Благовещенского собора на Соборной площади Московского Кремля был построен каменный. В то время над строительством Московского Кремля уже трудились искуснейшие итальянские мастера. Но Благовещенский Собор было поручено построить псковским мастерам Кривцову и Мышкину. Девятиглавый Благовещенский собор - самое сияющее сооружение Московского Кремля!





В области гражданского строительства стоит отметить Грановитую палату, построенную в 1487-1491 года в Москве. Строительство данного памятника архитектуры шло по замыслу итальянского архитектора Марко Руффо. Декорированием здания занимался итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари. В Грановитой палате принимали иностранных послов. В ней заседала Боярская Дума, проводились Земские собрания, организовывались торжественные мероприятия. 





Также при Иване III в 1491 году была построена Спасская башня. Архитектором и строителем был Пьетро Антонио Солари. Ранее называлась Фроловской башней. Является проездной частью Московского Кремля, выходящей на Красную площадь.








При Василии III в 1505-1508 годах в Москве был построен Архангельский собор. Расположен на Соборной площади Московского Кремля. Строительством собора руководил Алевиз Новый - итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Алевиз является автором и других известных храмов.  







Также в правление Василия III в 1505 - 1508 годах велось строительство Колокольни Ивана Великого - самого высокого здания России до начала XVIII века. Расположена она на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня построена в честь умершего в 1505 году Ивана III. Строительством данного сооружения занимался итальянский мастер Бон Фрязин. В основании Колокольни находится Церковь Иоанна Лествичника.





Среди главных памятников архитектуры XVI века Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный по указу Василия III в 1524 году в честь овладения Смоленском в 1514 году. Построен итальянским зодчим Алевизом Новым (Фрязиным) по типу Успенского собора в Москве. 






Еще один известный памятник архитектуры XVI века - храм Вознесения в Коломенском, возведённый в 1528—1532 годах. По легенде построен по велению Василия III в честь рождения сына Ивана IV. Храм построен в шатровом стиле, который преобладал среди других архитектурных стилей XVI века. Предполагаемым автором данного сооружения был итальянский архитектор Петр Францизск Анибале. 




В 1555—1561 годах по указу Ивана IV в Москве в честь взятия Казани и победе над Казанским ханством был построен храм Василия Блаженного. Расположен на Красной площади. Предположительно архитекторами были русские зодчие Барма и Постник. Но некоторые историки считают, что строительство храма вёл только Барма.





Среди достопримечательностей Московского Кремля есть памятник русской артиллерии и литейного дела XVI века - Царь-пушка. Отлита из бронзы в 1586 году при царе Федоре Ивановиче. Автором является русский мастер Андрей Чохов. 




 


Архитектуре начала XVII века до 30-х годов характерен шатровый стиль, 40-50-ых годов барокко. В конце XVII века в архитектуре появляется новый стиль нарышкинское барокко. Рассмотрим основные архитектурные памятники XVII века.

Филаретовская звонница, построенная при Михаиле Фёдоровиче в 1624 году. Находится звонница рядом с Колокольней Ивана Великого. Построена зодчим Баженом Огурцовым.  








В 1635-1636 годах по приказу царя Михаила на территории Московского Кремля были построены парадные царские покои - Теремной Дворец. Строительством руководил Антип Константинов. Первые царские покои возвели русские мастера Л. Ушаков, Б. Огурцов и Т. Шарутин.






В 1667-1672 годы был построен деревянный Коломенский Дворец Алексея Михайловича. Внутренние помещения украшены росписью русс кого иконописца Симона Ушакова и армянского художника Богдана Салтанова.






В 1690-1694 году на месте одноименного деревянного храма 1619 года по заказу боярина Нарышкина Л.К. построен храм Покрова в Филях. Храм стал образцом нового архитектурного стиля - Нарышкинского барокко.








Усиление светских элементов в русской культуре XVII в

Вслед за культурой, которая в основном была частью духовной жизни населения, появляются светские элементы. Правда, Церковь, несколько противилась этому, считая это воздействием Запада. По всей территории увеличивается количество образованных людей, благодаря появлению первых регулярных школ.

Для обучения духовенства и государственных служащих, открывается Славяно-греко-латинская академия в 1687 году, под предводительством Софрония и Иоанникия Лихуды. Одним из известнейших на весь мир ее выпускников был М. Ломоносов.

Активно развиваются книги и пособия для простых людей, такие как Грамматика, Букварь, Таблица умножения. В обществе увеличивается круг знаний по математике, медицине, грамматике и прочее. Открываются первые аптеки. Появляются книги, написанные не духовенством, часто написанные в сатирическом тоне в основном о событиях Смутного времени. Помимо исторических персонажей, появляются вымышленные.

Благодаря исследованиям русских экспедиций, изучается множество новых территорий, основываются новые поселения вдоль берегов Амура.

По стране во времена Алексея Михайловича создается первый российских придворный театр. Появляется множество бродячих театров — театр скоморохов. Основным их героем, который участвовал во всех сценках был — Петрушка.

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • 1.3 Виды знаний
  • Оставить комментарий