1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

База знаний ЕГЭ История Добавлено: 16-09-2017, 10:05
Видеоурок 1: Восточные славяне Образование Древнерусского государства



Видеоурок 2: Князь Владимир и крещение Руси



Лекция: Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Возникновение государственности у восточных славян

Со временем родовые общины славян переросли в соседские «верви» или «миры». Это было связано с разложением кровнородственных, родоплеменных отношений, которые заменились территориальными, носящими политический и военный характер. На этом фоне начался процесс образования государственности у восточных славян. К VIII в. на славянской территории образовалось 14 племенных союзов, представлявших собой военные объединения. Сохранение данных союзов могло быть возможно только при усилении правящей верхушки, которая формировалась из старой родоплеменной аристократии и тех, кто разбогател на эксплуатации рабов и соседей. Таким образом, во главе племенных союзов становились князья и их дружины – главная военная сила. Преследование военно-политических целей способствовало укрупнению племенных союзов. И согласно арабским географам X века (аль Истахри, Ибн-Хаукаль и ряду восходящих к ним авторов более позднего времени) появились «союзы союзов»:

  • Куяба с центром в Киеве (объединение южных племенных союзов – полян), соседствовавшая с Византией и Арабским халифатом.
  • Славия с центром в Новгороде (объединение северных славянских, финских и балтских племен).
  • Артания с центром в Рязани (объединение юго-восточных племенных союзов).

Дальнейшее слияние союзов привело к образованию в IX в. «Русской земли» - территориального союза с центром в Киеве, где правила династия Кия, Дира и Аскольда.

По поводу происхождения Русского государства существуют несколько версий:

  • Норманская теория XVIII в., получившая широкую известность в России благодаря немецким ученым И.Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л.Шлёцера и др. Согласно данной теории основателями Киевской Руси стали норманны (варяги скандинавского происхождения). Главным тезисом теории являлось то, что славяне были дикими и не были способны править. Поэтому для прекращения междоусобиц славяне призвали к себе править варягов-русов в 862 году.  
«И сказали себе словене: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.» (из «Повести временных лет»).

  • Славянская (антинорманская) теория М.В Ломоносова, который оскорбительно воспринял тезис об отсталости славян. Согласно данной теории образование древнерусского государства не могло произойти в один день, это долгий процесс, обусловленный рядом объективных факторов. Кроме того, Ломоносов отрицал скандинавскую этническую принадлежность варягов, призванных на Русь.  В частности, Рюрик (первый древнерусский князь) был родом из полабских славян, родственных ильменским словенам (этим и объясняется приглашение Рюрика на княжение).

  • Центристская теория А.Л. Юрганова, Л.А. Кацва и других современных российских историков, которые сходятся во мнении, что образование древнерусского государства обусловлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло с участием варягов.

Объединение славянских земель вокруг Киева и образование Киевской Руси произошло в 882 г. при преемнике Рюрика князе Олеге. За свою предусмотрительную политику Олег был прозван «Вещим». Годы его правления с 879г. по 912г. имели исключительное значение.  Он объединил под своей властью княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль). Олег сосредоточил в своих руках все главнейшие города Руси и стал контролировать путь «из варяг в греки» - водный торговый путь от Балтийского моря к Черному морю, соединявший Скандинавию (варяг) с Византией (греки).
Важным событием времён правления Олега стало освобождение русских племен от хазарского ига. Олег создал мощный военно-политический союз, совершивший в 907 году успешный поход на Царьград (Константинополь, Византия). В результате Русь получила дипломатическое признание и заключила выгодный договор с греками, ставший первым международным документом Руси. Согласно договору, приходящие в город русские не только не платили пошлин, но и находились на содержании византийских властей. Новый поход на Византию произошел в 911 г. Второй договор принёс Руси ещё большие уступки со стороны Византии.

При князе Олеге территория Киевской Руси значительно расширились. Государственный аппарат отсутствовал. Возникла необходимость управлять новыми территориями, которые должны были приносить прибыль. Прибыль эта была необходима для того, чтобы князь мог содержать свою дружину и совершать новые военные походы. Это привело к возникновению «полюдья». Так называли ежегодный объезд подвластных земель князем и дружиной с целью сбора дани. Сбор этот был ненормированным. Данный факт говорит о зарождении на Руси раннефеодальных отношений. 
Полюдье начиналось после сбора урожая с глубокой осени (ноября) до ранней весны (апреля) и продолжалось в течении 6 месяцев. Княжеская дружина состояла из 150-200 воинов, которые зачастую силой взимали дань. Кроме дани были распространены кормления. Хозяин дома не только платил дань, но и принимал  в своем доме гостей, поил и кормил их. То есть князь и дружинники приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счёт. Во время «хождения по людям» князь не только собирал дань, но и вершил суд, улаживал споры, возникающие по поводу границ. Весной князь возвращался в Киев с собранной данью. Часть которой была предназначена для продажи в Константинополь. Летом товар грузили на суда и отправляли вниз по Днепру по пути «из варяг в греки».

Таким образом, князь выполнял административные, военные и судебные функции. А помогала ему в этом дружина, состоящая из двух частей: старшей и младшей. 

  • Старшая дружина включала бояр и княжих мужей. С боярами князь «думал» о делах. А княжи мужи (огнищане) охраняли княжескую собственность, находились при дворе князя и всегда были рядом с ним. Из старшей дружины князь назначал воевод, тысяцкий и сотских над народными ополчениями, посадников (наместников) по городам и т.д.  

  • Младшую дружину составляли гридни – телохранители князя и отроки (пасынки, детские) – исполнители разных поручений.  

Князь кормил, одевал и вооружал свою дружину. Старшая дружина пользовалась частью доходов князя, даней и судебных штрафов. Часть дани предоставлялась и младшим дружинникам. Население должно было кормить дружинников, исполнявших служебные обязанности. Также князь делился с дружиной добычей с побеждённых. В новых городах князь оставлял свои гарнизоны с наместниками. Туда стекались дани, третья часть которой шла в пользу наместников и его воинов.

Население не только платило дань, но и выполняло повинности. При этом власть не была оторвана от народа. В преданиях описываются пиры князей со своей дружиной и множеством народа. На пирах не только веселились, но и обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани, вершился суд и награждались отличившиеся. Так князь непосредственно общался со своими подданными и реагировал на общественные настроения.

Кроме княжеской власти существовало и Вече. Вечевые собрания не имели определенной периодичности и созывались, когда возникала необходимость. По звонку колокола свободные граждане собирались по обыкновению на площади и решали вопросы объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, назначения и смещения посадских. На Вече утверждались законы, заключались договоры и пр. Решение вопросов происходило по следующему порядку: князь или властное лицо города сообщали дело Вече, которое криком выражало своё мнение. Для решения дела нужно было всем прийти к единому мнению. А если же между меньшинством и большинством согласия не происходило возникали ссоры и междоусобицы. 

Дальнейшее расширение и развитие Киевской Руси

После смерти варяга – правителя Олега на территории Руси начались конфликты. Древлянские племена даже успели отсоединиться. Но новый князь Игорь начал своё правление с их возвращения в состав Киевской Руси. Игорь правил с 912 по 945 гг. За эти годы он завершил начатое ещё Олегом включение в состав Руси уличей и тиверцев и обложил их данью. Успешно отразил набеги печенегов, которых активно поддерживали греки, не хотевшие больше соблюдать заключенный при Олеге договор 911г. Поэтому в 941 году Игорь совершил поход на Византию. Поход был не удачным. Византийцы сумели отогнать дружину Игоря использовав знаменитый греческий огонь (зажигательную смесь в бочках), который произвел на руссов огромное впечатление. Не желая мириться с поражением Игорь стал сразу же готовиться к следующему походу. И в 944 году Игорь, с огромным войском двинулся на Константинополь во второй раз. Византийский император поторопился заключить мир. В результате был заключен новый договор между Киевской Русью и Византией, правда, он был менее выгоден, чем договор 911 года, потому что Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии. В 945 году жизнь Игоря закончилась на земле древлян, взбунтовавшихся из-за произвольного сбора дани.  Инцидент произошел из-за того, что Игорь, уже собравший дань с древлян, но подстрекаемый дружиной, посчитал, что дани собрано мало. Вернувшись к древлянам с небольшой частью дружины, Игорь разгневал древлян своим желанием и был жестоко казнен.

Княгиня Ольга (годы правления 945-964) отомстила древлянам за смерть мужа, разрушив их города, в том числе центр Искоростепь и обложив их тяжкой данью. После этого впервые в нашей истории Ольга провела налоговую реформу, упразднив прежний порядок полюдья. Теперь дань собиралась один раз в год в ноябре (после сбора урожая). Княгиня утвердила «уроки» - точные размеры платежей, которые должны были заплатить города и деревни государству за свою защиту. Уроки собирались в специально созданных административных центрах, которые назывались «погосты». Это было и мерой безопасности князей, которым больше не приходилось «забираться» глубоко за сбором дани. Так, начала складываться система наместничества, при которой во главе города или деревни стояло доверенное лицо князя. В годы правления Ольги не было присоединено новых земель к Руси. Около 957 году она совершила Посольство в Константинополь и приняла там христианство (под именем Елена). Но это не повлекло за собой введение христианства на Руси и даже её сын Святослав оставался язычником. В последние годы своей жизни княгиня отошла от государственных дел и занялась пропагандой христианства. На Руси появились первые церкви. 

Следующий князь Святослав, сын Ольги и Игоря, за годы правления с 964 по 972 гг. совершил ряд победоносных походов. Самым главным был разгром Хазарского ханства в результате похода 964-965 гг. Святославу удалось то, что не сумели сделать его предшественники, он подчинил восточнославянское княжество вятичей, ранее платившее дань хазарам. После разгрома Хазарского каганата Святослав повёл дружину в сторону крымских владений Византии. Обеспокоенный этим византийский император Никифор поспешил отправить посла Калокира в Киев. Калокир передал просьбу императора ударить по Болгарскому царству и обещание поддержать князя Святослава в войне. Святослав же хотел создать русо – болгарское государство и согласился на предложение Калокира. А последний тайно рассчитывал в будущем свергнуть Никифора и занять его место. И сделать это с помощью князя Святослава. В 967 году Святослав вторгся в Болгарию и разбил её. Болгария стала вассалом Руси. Всё побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива принадлежало Руси. Святослав хотел перенести свою резиденцию в Переяславец – город на Дунае, где проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Но этому не суждено было случиться. Греки заключили союз с Болгарией против Руси. Подкупили печенегов, которые напали на Киев. Узнав об осаждении Святослав вернутся в Киев и отогнал печенегов. Тем временем болгары восстали и русским пришлось уйти из Переяславца. Вторжение в Болгарию повторилось в 969 году. В итоге Святослав подчинил себе восточную часть этого государства. Император Византии Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. Неожиданно для русских флот Византии – знаменитые триеры, вооруженные страшным «греческим огнем», некогда уничтожившим ладьи Игоря, оказался у стен Переяславца. Так, началась русско-византийская война 970-971 гг., принесшая большие потери Святославу, который был вынужден отступить из Болгарии. Между Святославом и Иоанном был заключен мирный договор. Святослав навсегда уходил из Болгарии и гарантировал неприкосновенность византийских владений в Крыму и на Балканах. Иоанн же возвращал Руси статус «друга и союзника» и подтверждал все обязательства по выплате ежегодной дани, согласно прежним договорам. Весной 972 г. на пути возвращения в Киев, Святослава ожидала засада печенегов, подкупленные византийским императором. Святослав и его дружина были убиты.  

Расцвет Киевской Руси и принятие христианства

Расцвет Киевской Руси начинается во времена правления Владимира Святославича (980-1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).

Владимир I (Красное Солнышко, в наст.время чаще используется прозвище Святой) отличался тем, что больше внимания уделял решению внутренних проблем государства. В его времена стали чеканить монеты.  В первые годы правления Владимир совершал походы и возвращал Руси всё утраченное за время междоусобиц. Так, в 981 году князь вернул захваченные поляками Червенские города и для укрепления рубежей поставил там новый «град» Владимир-Волынский. На Руси были учреждены и другие княжеские «грады», они ликвидировали местные княжения. Наместниками «волостей» князь назначал своих 12 сыновей. В целях обороны от кочевников Владимир I начал строительство оборонительной системы у южных границ страны.  
Важное значение имел поход Владимира на византийское владение в Крыму Херсонес в 987 году. Увеличивая территории, он понял, что держать большое государство одним лишь войском не получится. Он попытался провести религиозную реформу, закрепив для всей Руси пантеон из пяти богов во главе с Перуном. Но эту затею постигла неудача. Поэтому он решил принять на Руси христианство (988г.).

Принятию христианства на Руси способствовал ряд факторов:

  • Многие купцы, торговавшие в Византии, были христианами.
  • При Игоре был воздвигнут храм святого Ильи.
  • Княгиня Ольга была христианкой.
  • Церковь помогла бы укрепить власть и статус князя.
  • Христиане в отличие от иудеев (хазар) и мусульман (булгар) не нападали на Русь.
  • Общая религия, которая была неязыческой и проповедовалась во многих странах, позволила бы лучше воспринимать Русь на международной арене.
  • Кроме того, Византия была сильнейшей державой, которой восхищались все кто там бывал. Также Византия была самым важным торговым партнером и Русь была заинтересована в улучшении отношений с ней.

В результате на Руси появился новый общественный институт – церковь. Возглавлял её митрополит, а с 1589 года патриарх. Территория Руси делилась на епархии, во главе которых стояли архиереи. На территории епархий находились приходы (храмы со священнослужителями) и монастыри (общины монахов, отрекшихся от мира). Церковь осуществляла функции суда по семейно-бытовым и наследственным делам в соответствии с «Русской Правдой» и Кормчей книги (кодекс церковного права). Духовенство осуществляло обучение детей в качестве школьных учителей. Материальное обеспечение церкви возлагалось на княжескую власть. По началу из княжеских доходов в пользу церкви отчислялась десятина, а позже приходам и монастырям передавались целые села с крестьянами. Одной из важных функций церкви была защита обездоленных, милостыня поощрялась. Новая вера не только утверждала принцип богоустановленности власти, но и объявляла равенство всех людей перед Богом и неизбежность кары в Судный день. Убежденность людей в последнем смягчала социальные конфликты. Принятие и утверждение христианства было длительным и сложным процессом. Христианизация привела к двоеверию – сочетанию языческих и христианских обрядов. К примеру, в росписях Софийского собора в Киеве присутствуют языческие сюжеты.

После смерти князя Владимира началась упорная борьба за власть между 12 его сыновьями. В результате страшных братоубийственных междоусобиц князем стал Ярослав. В годы его правления с 1019 г. по 1054 г. политический расцвет Киевской Руси продолжился. В начале правления Ярослав ввёл в действие «Русскую Правду» – первый письменный кодекс. После чего Ярослава прозвали Мудрым.
Одним из значимых событий правления Ярослава стал окончательный разгром печенегов, обеспечивший мирное развитие государства. На месте решающего сражения был построен собор Святой Софии. Но на место печенегов пришли более грозные враги в виде половцев.

При Ярославе началось каменное строительство на Руси. Реконструировался Киев, въезд в город украсили великолепные Золотые ворота. В результате Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Строились новые города, такие как Юрьев и Ярославль. Был построен Киево – Печерский монастырь. Чтобы подчеркнуть своё могущество и равенство Руси с Византией Ярослав самостоятельно назначил из русских митрополита Иллариона Берестова. Тогда как раньше митрополиты присылались из Византии.
Ярослав Мудрый добился утверждения христианства. В годы его правления произошло завершение церковной иерархической организации и Киев стал церковным центром. Мудрость правления Ярослава заключалась в том, что он направлял энергию народа не на войны, а на хозяйственную деятельность.

Желая предотвратить возможную борьбу за престол между сыновьями Ярослав перед смертью попытался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве и Новгороде, сын Святослав в Чернигове и Муромо-Рязанской земле, сын Всеволод в Переяславле и Ростово-Суздальской земле, сын Игорь во Владимире-Волынском, сын Вячеслав в Смоленске, внучатый племянник Всеслав Брячиславич в Полоцке. Братьям было завещано беречь единую Русскую землю. В 1054 году Ярослав скончался. Закончилась эпоха расцвета Киевской Руси.
 
Предыдущий урок
Следующий урок


  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • Оставить комментарий