7.4 А.А.Блок. Стихотворения. Урок 1

7.4 А.А.Блок. Стихотворения. Урок 1

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 20-08-2017, 14:05

Видеоурок 1: Тема человеческих страданий в лирике А. А. Блока




Видеоурок 2: Анализ стихотворения А. А. Блока "Незнакомка"



Лекция: А.А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «На железной дороге»

 «Незнакомка»  (1906)


Стихотворение явилось поэтическим итогом посещения поселка Озёрки, путешествия по пригородам Петербурга. Звуки стиха взяты из этих мест: ресторанное общество, пыльные переулки, скрипение вёсельных уключин…


Поэт увидел таинственную незнакомку на картине великого русского художника М. Врубеля и – пленился образом. Стихотворное описание красавицы по силе завораживающего впечатления ничуть не уступает изысканности портретного воплощения. «Незнакомка» является шедевром не только отечественной, но и мировой поэзии.


В произведении создан контраст, сопоставляются: «добро – зло», «данность – желаемое», «образы – картины».


I  часть – предстает картина, наполненная абсолютной пошлостью, поэт создает ее художественными деталями (… «и правит окриками пьяными/ Весенний и тлетворный дух»). Мир вокруг лирического героя отвратителен, груб, похож на стоячее болото полным отсутствием движения (интересно, что все глаголы, относящиеся к «двигательным» употреблены в настоящем времени!). Чтобы каким –то образом укрыться от пошлости происходящего, герой ищет утешения в алкоголе («… и влагой терпкой и таинственной, как я смирен и оглушён»).


Особенность лексики: в тексте преобладают существительные, затем по частоте употребления идут прилагательные, замыкают тройку глаголы.


II часть – появление прекрасной незнакомки преображает мир вокруг героя, он вновь верит в жизнь, надеется на возрождение, ибо видит скрывающиеся за вуалью красавицы «берег очарованный и очарованную даль».


Очевидно контрастное настроение стихотворения: от уныния, упадка – к свету надежды.


Несколько раз повторяется союз «и» - так автором создается ощущение замкнутого круга, из которого герой не находит выхода. Подобный эффект превносит в текст анафора «И каждый вечер» (III, V, VII строфы).


Неповторимая образность создается при помощи:

  • Оксюморона  («весенний» - «тлетворный»);
  • Антитезы («канавы – излучины души», «дыша духами и туманами», и т.д.);
  • Архаизма («очи»);
  • Многочисленных эпитетов.

Образ Незнакомки лишен реальных черт, исполнен поэтического обаяния, эфемерен – это образ идеала, прекрасного видения («Иль это только снится мне?»). Автор подчеркивает неземное происхождение образа – она окутана шелками, туманами, тайной.


Итог стихотворения – последняя строфа: мир, вызванный к жизни воображением поэта нереален, зыбок, но в нем – его единственная надежда на спасение от окружающей ужасной действительности.


Произведение написано 4стопным ямбом с ударением на 2 слог, использована перекрестная рифма.


«Россия»  (1908)


Стихотворение входит в цикл «Родина». Первоначально содержало больше строф, но автор некоторые строфы вычеркнул из текста, а некоторые переписал.


Жанр: патриотическая лирика философской направленности.


Тема: Россия, родина.


I строфа – тема дороги (ассоциация с гоголевской дорогой, птицей-тройкой).


Затем звучит признание героя в любви к родине, неизменно остающейся главной для русского человека.


В стихотворении появляется авторский образ – «Родина – жена» (Блок меняет устоявшееся понятие «Родина-мать»), поэтому признание звучит особенно искренне. Поэт удивительным, только ему присущим способом, преображает женский образ в образ Родины, и наоборот. 


Россия по Блоку – настоящая красавица. Особенно ярко прекрасный лик проявится в заключительных строчках, при появлении женщины со старообрядческими чертами («да плат узорный до бровей»).


Последняя строфа – вновь мотив дороги, но уже устремленной в будущее.


Стихотворение состоит из 5 четверостиший и одной секстины (6 строчек).  Размер – 4стопный ямб с перекрестной рифмовкой. Отсутствие ударения в 3 строфе несколько смягчает твердость мужской рифмы, усиливает настроение, выраженное в первых строфах.


В заключительной строфе – ямб с пиррихием, рифмовка – перекрестная, добавление 2 строк усиливает эмоциональный настрой, придает общему настроению стихотворения воодушевленность.


«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»  (1912)


Относится к числу наиболее известных и популярных стихотворений Блока. Поэт тяжело переживал отсутствие гармонии, бездуховность, бесчувственность окружающего мира. Его пессимизм, ощущение глубокого застоя отразили два четверостишия, объединенные заголовком, замечательно передающим замершее состояние мира. Нарисованная автором картина – тусклая, холодная безысходность будто бы остановившейся действительности. Человеческая жизнь день за днем идет по кругу, прервать механическое движение нельзя, вырваться к свету, обрести свободу – невозможно. Из образа пустынной ночной улицы вырастает философский образ пустоты и ограниченности жизни. Все вокруг мёртво, пустынно, тёмно.


Композиция: кольцевая, первая строчка в несколько измененном виде повторяется в последней строке, чем усиливает ощущение мрачной безысходности происходящего. Первая строка оканчивается на женскую рифму, что несколько смягчает звучание всей строчки. В заключительной строфе мужская рифма последнего слова стихотворения («фонарь») усиливает настроение безысходности, подчеркивает отсутствие возможности перемен, лишает надежды («умрешь, исхода нет»).


Стихотворение написано 4стопным ямбом с перекрестной рифмой.


«В ресторане»  (1910)


Стихотворение сразу вызывает в памяти читателя более раннее произведение поэта – его «Незнакомку», созданную четырьмя годами ранее. Однако это другая история любви, с другими, изменившимися героями, в других обстоятельствах. Действие перенесено в город, вовлекающий героя в круговорот событий, да и Незнакомка – уже не таинственная гостья, а вполне реальная, земная женщина. К тому же, лирический герой перестал быть романтическим рыцарем – теперь перед читателем возникает образ уверенного в себе, обеспеченного мужчины, могущего себе позволить посещать рестораны. Теперь уже герой он прячет смущение за дерзостью взгляда, а  героиня растеряна. Явное созвучие с «Незнакомкой» - «И вздохнули духи,… /Зашептались тревожно шелка». 


Вновь герой теряет ощущение реальности («Он был или не был, этот вечер»), женский образ кажется нереальным – повторяются события «Незнакомки». И только последние 4 строчки вносят ясность и возвращают героев в реальный мир: женский неземной образ теряет загадочную таинственность, ее отражение в зеркалах манит героя, призывные взгляды откровенны. Довершает картину цыганка, гремящими монистами сопровождая визжание о продажной любви. Здесь совершается эволюция женского образа в произведениях Блока – женщина прошла весь путь, от таинственного идеала Незнакомки до Катьки, персонажа «Двенадцати» - грубой, продажной девки.


Вновь, как в «Незнакомке», большую роль играет цвет, однако теперь основная нагрузка приходится на желтый колор, часто поминается золотой цвет.


В стихотворении 6 строф, размер – разностопный анапест с ударением на 3 слог и перекрестной рифмой.


«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»  (Из цикла «На поле Куликовом») (1908)


Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является частью другого цикла, ключевого для творчества поэта в тот период – сборника стихов «Родина». С момента его написания до последних произведений Блок пробовал описывать все мировые события с точки зрения происходящего в России.


Стихотворение «Река раскинулась…» начинает цикл. Герой готовится к битве, но его не оставляют драматические переживания и предчувствия.


Персонаж стихотворения и его автор видят, что Россия рвется к гибели, но поэт твердо намерен оставаться со своей страной при любом исходе битвы. Говоря о будущем Руси, поэт подчеркивает глубоко индивидуальный путь России в мировом устройстве, напоминает, что дальнейшие пути ее развития должен наметить сам народ.


Произведение богато расцвечено символами (Россия показана в образе степной кобылицы), полностью относится к символистскому направлению в русской поэзии.


В стихотворении, написанном разностопным ямбом, двухсложная стопа с ударением на 2 слог, рифма, по большинству, перекрестная.


«На железной дороге» (1910)


В примечании автором указано, что стихотворение написано в подражание эпизоду из романа Л. Толстого «Воскресенье».


Тема: жизненный путь, смысл человеческой жизни, путь России в неизведанное «завтра».


Композиция: кольцевая, замкнутая – с гибели молодой женщины произведение начинается, словами о ее гибели и заканчивается.


Сюжет: на небольшой станции под колесами состава гибнет молодая девушка. Совсем недавно она приходила на станцию, в волнении ожидая, что ее заметят обитатели поезда, и она сможет уехать с ними в другую жизнь, где все сбудется. Но в поездах никому не было дела до одинокой девичьей фигуры на пустой платформе. Пассажиры первых классов «(синие» и «желтые») равнодушны ко всему, что происходит за окнами состава; обитатели вагонов 3 класса «плакали и пели», сами нуждаясь в сочувствии и поддержке.


В стихотворении заключен глубокий смысл: здесь образ молодой женщины олицетворяет образ России, железная дорога – путь страны, порою очень жестокий, суровый, неизменно прибывающий к платформе состав  символизирует неотвратимость событий, цикличность происходящего.


Стихотворение состоит из 9 строф, написано разностопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на 2 слог.



Онлайн-библиотека:
А. А. Блок. Незнакомка («По вечерам над ресторанами...»)​​​
А. А. Блок. Россия («Опять, как в годы золотые...»)​​​
А. А. Блок. "Ночь, улица, фонарь, аптека..."​​​
А. А. Блок. В ресторане («Никогда не забуду (он был, или не был...»)​​​
А. А. Блок. «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»​​​
А. А. Блок. На железной дороге («Под насыпью, во рву некошенном...»)​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 7.6 В.В.Маяковский. Стихотворения
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий