7.6 В.В.Маяковский. Стихотворения

7.6 В.В.Маяковский. Стихотворения

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 20-08-2017, 04:05

Видеоурок: В.В. Маяковский - о назначении поэта




Лекция: В.В.Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?»,«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям» 


Владимир Владимирович Маяковский – поэт-глашатай, поэт-бунтарь, остался в истории отечественной литературы как новатор, основатель кардинально новой системы стихосложения. Маяковский – это:



Поэзия Маяковского – громогласный призыв к действию, стихи-митинг.










«А вы могли бы?»(1913)


В произведении затрагивается одна из центральных тем творчества Маяковского – поэт и поэзия. Стихотворение написано столбиком, состоит всего из 10 строчек, но содержит глубоко индивидуальное восприятие мира: поэт решительно отвергает пошлость окружающей действительности («блюдо студня»). 


Стихотворение начинается с уверенного «я» - поэт объявляет себя новатором, смазавшим «карту будня», т.е. изменившим мир. Он зовет читателя с собой – увидеть «косые скулы океана», обращается к нему с полувопросом – полупросьбой  услышать ноктюрн, сыгранный на водосточной трубе – т.е., увидеть новое в жизни, ощутить это новое, понять и принять его. Он словно спрашивает: а может ли кто-то еще также по-новому увидеть мир вокруг – живой, настоящий, яркий и красочный?


«Послушайте!»


Стихотворение «Послушайте!» (1914) также напрямую обращено читателю, но настроение стихотворения совершенно иное. Это просьба поэта, почти мольба остановиться хотя бы на минуту, задуматься, увидеть свет далеких звезд. Звезда всегда была поэтическим символом, обозначавшим некий маяк в бескрайнем море человеческой жизни. У Маяковского звезды – высокие цели, идеи, к которым должен стремиться человек. Его лирический герой говорит от первого лица, надеется на то, что среди людей остались еще неравнодушные, желающие, чтобы звезды зажигались. 


Характерная деталь – поэт, попадая к Богу, «целует ему жилистую руку». Здесь Маяковский дает понять, что Всевышний тоже много трудится на благо людей. Кольцевая композиция вновь возвращает вопрос героя, однако теперь поэт уверен, что он не одинок, у него есть единомышленники - люди, желающие, чтобы звезды зажигались.


«Скрипка и немножко нервно»


Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914) относится к раннему периоду творчества, когда поэт много экспериментирует со словом, ищет свои способы выражения мысли. Произведение появилось на свет в результате наблюдения Маяковского за музыкантами в ресторане, где он иногда читал стихи или просто отдыхал.


Инструменты оркестра получают  в его воображении человеческие черты и характеры. Абсолютно потерянной, непонятой своими собратьями показана скрипка – ее не слышат, обижают. Только Маяковского слышит и понимает несчастную, отвергнутую толпой обывателей, поддерживает, приглашает «жить вместе».


«Скрипка…» написана строчками разной длины, однако это не мешает ритмичности стиха - акценты и ударные слоги расставлены четко. Подобную организация стиха назовут тоникой, это поможет значительно увеличить его звуковые и смысловые возможности.


«Лиличка!»


Стихотворения о любви представлены в творчестве Маяковского не столь широко, но среди них есть подлинные шедевры любовной лирики, составившие гордость отечественной и мировой поэзии – например, широко известное «Лиличка!»посвященное Лиле Брикс которой у поэта возник роман, но отношения развивались непросто, Маяковский мучительно переживал это.


Стихотворение построено на антитезе, использованы хронотопы (подчеркивается мимолетность счастливых мгновений), параллелизм (одна группа слов содержит образы, мысли, относящиеся к другой группе), сопоставление (слон, бык).


Лирический герой не уверен в любимой и это придает стихам оттенок горечи, тоски, но он любит – и это не дает сердцу успокоиться, забыть любовь. Ему очень дорога его Лиличка,  на фоне бесконечной преданности особенно пронзительно звучат последние строчки: «Дай хоть последней нежностью выстелить/твой уходящий шаг».


«Письмо Татьяне Яковлевой»


Другим выдающимся образцом стихотворного воплощения любви является «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928 г., опубликовано в 1956 г.). Чувство к адресату, известной актрисе, было взаимным, Маяковский готовился к совместной жизни, но – не сложилось. Условием Яковлевой была эмиграция поэта во Францию, где она проживала в то время. Но в 1929 году Маяковский не получает визы на выезд к любимой, и вскоре Яковлева выходит замуж. Поэт очень переживал крушение своих чувств, свои ощущения и мысли от случившегося он изложил на бумаге.


«Письмо…» - непрерывный, горячий монолог лирического героя о любви-ревности. Основной конфликт – герой переживает личную ревность, одновременно ревнуя «за Советскую Россию». Сугубо личные и гражданские чувства сливаются у лирического героя в единое целое, он переживает о своей любви и одновременно о Советской России, считая себя ее частью. Он не представляет себя отторгнутым от родины, ему не нужна «парижская любовь» с разукрашенной западной красавицей - поэт хочет видеть рядом женщину, близкую по духу, способную встать «ростом вровень» с ним. 


Поэт ратует за настоящее, серьезное чувство, позволяющее  жить и творить, оставаясь верным себе, совей любви.


Он призывает любимую «иди сюда, иди на перекресток /моих больших и неуклюжих рук». Перекресток здесь символизирует выбор своей личной и гражданской позиции – Маяковский выступает не как обычный влюбленный, а как представитель советской страны. Заключительные строчки – оптимистическая уверенность в верности любимой, в возможности построения нового, справедливого мира. Маяковский подкрепил текст ритмом: хорей сменяется на ямб, разговорное общение заканчивается четкой, рифмованной точкой.


«Юбилейное»


Стихотворение  «Юбилейное» (1924) посвящено 125-летию А.С. Пушкина, это воображаемый диалог поэта с Александром Сергеевичем. 


Разговор начинается  с наболевшей темы для Маяковского темы: судьба поэзии. Он разговаривает с Пушкиным как с другом, доверяя великому поэту самые сокровенные мысли, говорит о поэзии как о части самого себя. Смело ставя себя на одну ступень с гением русской поэтического слова, Маяковский тем самым обозначает главное назначение стиха: нести правду. 


Поэт критикует поэтов, пишущих о бессилии, тоске, унынии (особенно не нравится ему Надсон), он считает, что такое творчество нельзя считать подлинной поэзией. Одновременно Маяковский жалуется на современных ему поэтов, отмечает ее однообразие, скучность. В финальных строчках – девиз поэта: «Ненавижу всяческую мертвичину/ Обожаю всяческую жизнь!»


«Прозаседавшиеся»


У поэзии Маяковского есть одна замечательная ипостась – сатирические произведения, среди которых особенной популярностью и частотой цитирования выделяется «Прозаседавшиеся» (1922). Стихотворение – едкая, хлесткая сатира на махровый бюрократизм, резко увеличившиеся количество различных учреждений, создающих лишь видимость активной работы.


Сатирический градус стиха повышается постепенно. Центральный персонаж – рядовой гражданин, желающий попасть на прием к некоему важному лицу, «Ивану Ванычу», но никак не может его застать – тот постоянно «заседает». Заседаниям нет конца, несчастный проситель в изнеможении перемещается по этажам, из кабинета в кабинет… Для усиления сатирического эффекта Маяковский создает из названия одного, реально существующего советского учреждения четыре (название «Главкомполитпросвет» делится на «глав», «ком», «полит», «просвет»), объединяет театральное общество с конезаводским  управлением («объединение Тео и Гукона»), чтобы ярче высветился полный абсурд действительности. 


В названии «а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком» Маяковский высмеял тяготение чиновников к сложным названиям, характерным для послереволюционного времени. Кульминация наступает, когда доведенный до последней точки проситель врывается на заседание и видит половинки людей за столом! В противоположность шоковому состоянию героя – абсолютное спокойствие секретаря, сообщающего, что иначе никак нельзя успеть на все заседания, «поневоле приходится раздвояться /До пояса здесь, а остальное там». В образе Ивана Ваныча выведена собирательная фигура чиновника-бюрократа. 


В заключение герой надеется, что когда – нибудь бесконечные заседания исчезнут. Маяковский широко пользуется метафорой, вводит фразеологизм, создает новую лексику. Неологизмы поэта прочно в современную жизнь, стихотворение часто цитируется.


«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


Среди произведений о предназначении поэта, его роли в современном мире особое место принадлежит  стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».


С первых строк у читателя возникает двоякое ощущение: происходящее имеет точный адрес (Пушкино), но события начинают разворачиваться совершенно сказочные,  подчеркнутые гиперболой («в сто сорок солнц закат пылал»). Поэт позвал в гости Солнце – чем не сказочный сюжет! Появление светила на пороге дома происходит просто, по-домашнему, беседа ведется неторопливо (используется разговорная, простонародная лексика). Но подтекст беседы – серьезный, с элементами патетики. Поэт говорит о созидательной роли поэзии, прямое назначение которой – согревать словом окружающий мир, освещать косность, предрассудки, освещать дорогу в светлое, справедливое будущее. Поэт и Солнце в этом едины «Светить всегда, светить везде.../ Вот лозунг мой и солнца!».


«Нате!»


В стихотворении «Нате!» поэт (1913) Маяковский предстает перед читателями в другом качестве –«небесного избранника» сменил образ «грубого гунна». Здесь поэт не просто противопоставляется мещанской обывательской толпе, его мир наполнен другими ценностями, богатство – в слове. Удивительными красками рисует Маяковский образ толпы – сытой, довольной, презирающей нематериальное, живущей ради собственного удовольствия. Каждый в отдельности представитель  толпы  не представляет собой ничего враждебного, может всю жизнь провести  в «раковине вещей», но собравшись вместе могут представлять большую силу и тогда поэзии придется трудно. Но в финале перед читателем вновь предстает сильный, уверенный, громогласный Поэт, он может вести себя с толпой свободно, смело.  

       

Последнее слово остается за ним, завершается стихотворение композиционным кольцом, повторяя слова  из первых строчек стиха: «Я бесценных слов транжир и мот».


«Хорошее отношение к лошадям»


Маяковский часто использовал в стихах образы животных для передачи собственного настроения. В 1918 г. в газете «Новая жизнь» появилось стихотворение «Отношение к лошадям», впоследствии переименованное в «Хорошее отношение к лошадям»В трагической истории издевательств толпы над несчастным животным поэт передает всю собственную боль и тоску. При этом Маяковский не описывает ощущения лошади, предоставляя это сделать читателю. Поэт  жестко описывает толпу, называет ее смех воем, обвиняет в равнодушии. 


Финал в противоположность основному тексту оптимистичен. В сравнении человека и лошади Маяковский показывает, что каждый может оступиться, потерять веру в себя, но нужно встать и идти дальше и не обращать внимание на насмешки толпы, равнодушной и праздной.


«Дешевая распродажа»


Поэт все время искал среди людей родственную душу. Но все искания уходят в пустоту, о чем написано стихотворение «Дешевая распродажа» (1916г.)  В нем – итог наблюдения поэта за окружающей его действительностью, заполненной пошлостью, обывательщиной, равнодушием к человеку. 


Поэт одинок среди бушующей вокруг жизни, люди не понимают и не принимают его. Но он чувствует свою нужность, уверен, что грядущие поколения оценят и поймут его. Дешевая распродажа его слов – попытка передать  людям свое поэтическое слово, которое поэт считает своим самым большим богатством.



Онлайн-библиотека:
В. В. Маяковский. А вы могли бы? («Я сразу смазал карту будня...»)
В. В. Маяковский. Послушайте!
В. В. Маяковский. Скрипка и немножко нервно («Скрипка издергалась, упрашивая...»)
В. В. Маяковский. Лиличка! («Дым табачный воздух выел...»)
В. В. Маяковский. Письмо Татьяне Яковлевой
В. В. Маяковский. Юбилейное
В. В. Маяковский. Прозаседавшиеся («Чуть ночь превратится в рассвет...»)
В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче
В. В. Маяковский. Нате! («Через час отсюда в чистый переулок...»)
В. В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям («Били копыта. Пели будто...»)
В. В. Маяковский. Дешёвая распродажа

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 2.1.2 Северная война. Провозглашение Российской империи
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий