4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 1
Видеоурок 1: Биография М. Ю. Лермонтова
Видеоурок 2: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус"
Видеоурок 3: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта"
Лекция: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино»
М.Ю. Лермонтов (1814-1841) – русский писатель, поэт, драматург, художник.
«Нет, я не Байрон, я другой…»
Небольшое стихотворение М.Ю. Лермонтов написал незадолго до совершеннолетия. В 12 строках поэт фактически напророчил себе судьбу. Имя Д.Г. Байрона, английского поэта-романтика, лорда, звучащее в заглавии стихотворения, выбрано автором не случайно – Лермонтов сравнивает себя со знаменитым поэтом, ощущая себя таким же «гонимым миром странником».
Тема стихотворения – предназначение человека на земле.
В стихотворении использованы метафоры, сравнения, характерные для романтического стиха.
«Тучи» (1840)
Стихотворение написано в Петербурге, перед второй ссылкой на Кавказ. Поэтические строки родились под впечатлением плывущих над городом мрачных темных туч.
Композиция: три четверостишия, основной прием - сравнение.
В первом четверостишии лирический герой обращается к тучам, быстро проносящимся над ним. Тучи («вечные странники») придают особую силу мотиву одиночества, лирический герой ощущает полное единение с небесными путешественницами.
III - лирический герой тоскует, страдает, упрекает тучи в равнодушии; перекличка мотивов одиночества с темами тоски и любви к родине.
Финал – чувство горького одиночества, собственной несвободы.
В стихотворении использованы эпитеты (цепью жемчужною, степью лазурною), метафоры (вам наскучили нивы), олицетворения (тучи-странники), есть анафора.
«Нищий» (1830)
Произведение создано в период влюбленности в Е. Сушкову. Безответность сильного чувства наполнило стихотворение горьким чувством одиночества, романтическими интонациями глубокого внутреннего переживания и боли.
К созданию стихотворения поэта подтолкнула поражающая своим бессердечием, душевной черствостью история, услышанная им от слепого нищего: однажды ему вместо подаяния вложили в руку камень. Лермонтов увидел в этом эпизоде не только удивительно жестокий поступок по отношению к нищему, но и провел аналогию со своей отвергнутой любовью («Так чувства лучшие мои/ Обмануты навек тобою»). Поэт сравнивает себя с нищим: они оба отчаянно просили о помощи, и оба равнодушно отвергнуты.
Вторая (последняя, 3 строфа) – эпилог.
Стихотворение отражает глубокое разочарование лирического героя в ценности настоящего чувства, выражает горечь и обиду от душевной черствости и безразличия любимой девушки.
«Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841)
Год написания указан предположительно, адресат неизвестен.
Тема: любовь.
Композиция: 2 части. Завязка действия – встреча на балу.
В первых 2 строфах прелестна незнакомка имеет вполне земные, определенные черты, однако затем черты красавицы обретают очертания видения, и женский образ предстает неземным, воздушным символом столь желанного идеала.
Произведение состоит из 4 строф (16 строк), написано 6стопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на 2 слог, использована перекрестная рифмовка (АВАВ).
«Парус» (1832)
Стихотворение написано на берегу Финского залива, где поэт часто совершал прогулки.
Жанр: лирическая новелла.
Другая тема - проблема смысла и цели человеческой жизни.
Особенность построения – две первые строки описывают парус и морскую стихию, две следующих – комментарии поэта.
II – герой надеется спастись от одиночества, борясь со стихией;
Для большей образности автор использует синонимы, повторения, анафору, инверсию, антитезу.
«Смерть поэта» (1837)
Стихотворение – поэтический ответ на смерть А.С. Пушкина, глубоко потрясшее не только лично М.Ю. Лермонтова, но и всю Россию. Произведение сделало известным имя автора. Стихотворение не было опубликовано, его распространяли в списках.
Композиция:
1 строфа (20 строк) – сообщение о смерти поэта;
2 строфа (13 строк) – дуэль, рассказ о Дантесе;
3 строфа (5 строк) – горькое сожаление о гибели поэта;
4 строфа (6 строк) – горькое сожаление о гибели поэта;
5 строфа (12 строк) – горькое сожаление о гибели поэта;
6 строфа – (16 строк) – гневное обличение власть имущих, напоминание о высшем, справедливом суде.
Используется высокий стиль (наперстники, надменные, светоч),вопросительные, восклицательные предложения, многоточия, инверсия.
В арсенале изобразительных средств:
- Метафора (добыча ревности глухой);
- Эпитеты (миг кровавый, мелочные обиды);
- Сравнения (как светоч).
Стихотворение состоит из 6 строф (72 строки), написано 4стопным ямбом. Стопа 2-сложная, с ударением на 2 слог. Рифма перекрестная.
«Бородино» (1837)
В 1837 году отмечалось 25 лет победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Стихотворение – ответ М.Ю. Лермонтова на знаменательное событие. Произведение заметил А.С. Пушкин, опубликовал в журнале «Современник».
Строение похоже на музыкальную трехчастную форму:
Вступление (I-я строфа, обращение молодого воина);
1 часть (II-я строфа, главная мысль стихотворения);
2 часть (III – XIII строфы, основной текст, описание битвы)
Заключение (XIV строфа) – реприза, точное повторение I строфы.
В стихотворении 14 строф разностопного ямба (подчеркивается разговорная речь солдата), двухсложная стопа с ударением на 2 слог. I,II и IV-VI строки – построчная рифма, III и VII строки рифмуются между собой. В каждой строфе – сплетенная рифма (ААВСССВ).
Стилистика неоднородная - простонародные лексика («Что толку в этакой безделке?») соседствуют с высоким стилем («носились знамена, как тени»).
М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...»
М. Ю. Лермонтов. Тучи («Тучки небесные, вечные странники!..»)
М. Ю. Лермонтов. Нищий («У врат обители святой...»)
М. Ю. Лермонтов. «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
М. Ю. Лермонтов. Парус («Белеет парус одинокой...»)
М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта («Погиб поэт! — невольник чести...»)
М. Ю. Лермонтов. Бородино («— Скажи-ка, дядя, ведь не даром...»)
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий