4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 3
Видеоурок 1: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Родина"
Видеоурок 2: А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов: два поэтических мира. Анализ стихотворений "Пророк"
Лекция: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
«Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841)
Жанр: элегия.
Мотив одиночества, переживания прежних пылких чувств, осознание несбыточности счастья.
Начало стихотворения – утверждение отсутствия чувств к собеседнице,
Затем – признание сердечной привязанности к другой («но не с тобой я сердцем говорю»).
В последнем четверостишии – анафора, ведущая к развязке. Чувство невозвратности воспоминаний, понимание несбыточности прежних отношений.
«Родина» (1841)
Произведение написано незадолго до роковой для Лермонтова дуэли.
Жанр: лирическое стихотворение, раздумье.
В стихотворении две части: I – 6 строчек (полемическое содержание), II – 20 строк (элегия).
В шести первых строчках сообщается о «странной любви» к Отчизне. Поэта оставляют равнодушным воинская слава, темные исторические дали. Что является предметом патриотической любви – объясняют строки второй части произведения. Эта любовь без пафоса, негромкая, глубоко личная – к родной природе, простому народу, к своей земле, где родился и вырос. Такая любовь – истинная, глубокая и преданная.
Стихотворение изобилует живописными эпитетами (особенно вторая часть), много сравнений.
Размер иллюстрирует содержание: в начале более высокопарный 5-, 6стопный ямб, затем – легкий 4стопный (во второй части).
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…) (1841)
Стихотворение создано в непростое для Лермонтова время: он вновь вынужден возвратиться на Кавказ; поэт полон тяжелых, мрачных предчувствий.
В стихотворении 2 части: в первой - лирический герой, будучи смертельно ранен, видит себя умирающим как бы со стороны. Вторая часть описывает радостный пир и печальную женскую фигуру на нем – это образ любимой женщины лирического героя. Она потому и печальна, что предчувствует гибель любимого человека.
Использован 5стопный ямб с чередованием женской и мужской рифм, рифмовка – перекрестная.
«Пророк» (1841)
Стихотворение написано в последний период жизни и творчества поэта.
Жанр: лирическая исповедь с библейскими мотивами.
Поэт фактически подводит черту в жизни, произведение наполнено горьким чувством сожаления, разочарования, характерных для большинства стихотворений Лермонтова.
Композиция состоит из 3 частей:
I – жизнь пророка среди людских гонений;
II - благодатная жизнь в пустыне, в единении с природой;
III – опять презрительное отношение; осознание невозможности объясниться с людьми.
Средствами художественной выразительности являются эпитеты, метафора, сравнение, инверсия.
В 6 и 7 строфах используется анафора.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
Примечательна история создания произведения: Лермонтов написал стихотворение после посещения новогоднего бала в Большом театре, где среди маскарадных масок скрывался сам император. Стихотворение помечено подробной датой - 1 января 1840 года, что вызвало особый гнев Николай I, прекрасно понимавшего, кому предназначены обвинительные строки.
Композиция кольцевая, трехчастная: вначале (2 строфы) описан маскарад, затем лирический герой мысленно переносится к своей мечте, но ненадолго: в третьей строфе все возвращается в реальность.
«Валерик» (1840)
В стихотворении описывается столкновение с горцами у речки Валерик, Лермонтов лично участвовал в сражении. Послание предназначалось Вареньке Лопухиной – объекту многолетней любви поэта.
Жанр | Эпистолярное послание, отнесенное к любовной и военной лирике |
Тема | Одна из «вечных» литературных тем – жизнь и смерть. |
Композиция | I. Обращение к возлюбленной не содержит лирической романтики чувств – слишком много пережито поэтом на войне, и теперь он смотрит на мир другими глазами, в том числе на свои взаимоотношения с любимой девушкой: поэт не чувствует родства душ; II. Описание сражений. Картина нервозности, общего хаоса, искаженной действительности. Все это передается обилием глаголов, предложения в смежных строках переносятся, создавая практически видимую картину боя. Особый трагизм войны с горцами поэт видит в бессмысленности кровопролития. Жестокости войны поэт противопоставляет природу III. Возвращение к любимой женщине. Мысли и переживания о войне поэт выставляет нелепыми чудачествами, понимая, насколько непонятен и чужд трагизм войны праздным увеселениям света. Он уверен, что его возлюбленная в этом непонимании заодно с этим обществом |
Размер | Двустопный/четырехстопный ямб, в нескольких строфах – нерегулярная рифмовка. Рифмы – опоясывающие, перекрестные, смежные. Организация стиха подчинена созданию картин природы, военных баталий. |
«Выхожу один я на дорогу…» (1839)
Тема: одиночество.
В стихотворении 5 строф, каждая подчинена основной мысли.
Во второй строфе читатель проникает во внутренний мир лирического героя, в душе которого наблюдается полный разлад.
Лирический герой ищет покоя. Заключительные строки - об этом ожидании, в покое лирический герой видит свое счастье.
Четверостишия написаны 5стопным хореем, с двухсложной стопой, ударение - на 1 слог, рифма перекрестная, женская и мужская рифмы чередуются.
Оставить комментарий