1.14 Проза и поэзия
Организация поэтического слова
Поэзия – особый стиль организации речи. Каждый из коротких речевых отрезков выделяется при письме в отдельную строчку, измеряемую либо словами, либо слогами, либо группой слогов (стихотворной стопой).
В отечественном стихосложении всю систему организации поэтического слова делят на 3 основные системы:
- тоническую
- силлабическую
- силлабо-тоническую
Тоника (греч.»напряжение, ударение) основывается на размеренном появлении ударного слога в стихотворной строке, количество безударных слогов во внимание не принимается.
Другое название тонического сложения – акцентный стих. Ярчайший пример – творчество В.Маяковского.
Силлабическая система – предполагает деление стиха на равные по количеству слогов ритмические единицы, т.е количество слогов в строке должно быть строго одинаковым.
Подобное построение удобно для стран, где ударение в слове фиксировано (во Франции – последний слог, в Польше первый и т.д.).
Силлабический стих отличает творчество А. Кантемира, В. Тредиаковского, всех поэтов начала XVIII в.
Силлабо-тоника вошла в русское стихосложение после легендарной реформы М. Ломоносова. система чередования ударных и безударных слогов.
Для современной системы организации стиха наиболее характерными являются 2 системы: силлабо-тоника и тоника.
Системы стихосложения
Системы стихосложения - особый способ организации речи.
Стихотворные размеры делятся на 2 группы:
- двусложные (ямб, хорей)
- трехсложные (амфибрахий, дактиль, анапест)
«Двудольники»:
Хорей – размер силлабо-тонического стиха, двусложная стопа с ударением на первом слоге. (Мчатся тучи, вьются тучи…)
Ямб – силлабо-тоническая двусложная стопа. Ударный слог следует за безударным.
«Трехдольники»:
Дактиль – в данном случае ударение падает на первый слог трехсложногоразмера (Тучки небесные, вечные странники!).
Амфибрахий – силлабо-тонический стих с 3-сложной стопой, ударный слог находится в окружении безударных слогов (Не ветер бушует над бором…).
Анапест – 3-сложная стопа силлабо-тонического стихосложения: два первые слога — безударные, а последний — ударный (Что ты жадно глядишь на дорогу…).
Ритм – мерное повторение в тексте одинаковых слогов (безударных/ударных).
В русском языке ударность слога обозначается ударением.
Рифма – созвучие в конце стихотворной строки или полустишия.
Именно наличие рифмы определяет стихотворную речь, помогает на слух уловить разницу между прозой и поэзией.
Строфа – определенная организация поэтической строки, отделяющаяся интервалом, имеет чаще всего законченную синтаксическую и смысловую организацию.
Как определение, может иметь несколько значений:
- группа стихов, связанных общим смыслом и упорядоченной рифмовкой
- сочетание стихов, представляющее собой единое целое в ритмической и синтаксической организации, объединяющим началом является система рифмовки
- ритмический элемент поэтического произведения, дополняющий основную ритмику
Дольник – один из видов тонической системы стиха, особенный размер с метрическим рядом из ударных слогов с находящимися внутри них 1-2 безударными слогами.
Таким образом, перед нами достаточно своеобразное построение стихотворной строки, при котором интервал между ударениями будет постоянно колебаться. Подобная форма часто использовалась акмеистами (примеры легко находятся в поэзии Блока, Ахматовой).
Акцентный стих – размер стиха, характерный для тонической системы сложения.
В акцентном стихе строки тождественны по количеству ударений, зато число безударных слогов, помещенных между ударными собратьями, может быть любым – до 5 – 7 слогов.
Белый стих приобрел особую популярность в XVIII в., также часто использовался в народном творчестве. Стихи не имели рифмы, для белого стиха характерна с одной стороны астрофичность, примитивная строфика, с другой – большая гибкость речи, более свободное изложение. Несмотря на отсутствие рифмы, в белом стихе всегда ощущается определенный размер, произведения написаны белым ямбом («…Вновь я посетил..», А.С. Пушкин), белым анапестом, и т.д.
Верлибр - система современного стихосложения, в которой отмечаются признаки и стиха и прозы одновременно:
Стихотворные особенности | Признаки прозаического произведения |
Традиционное деление на строки | Нет рифмы |
Акцентируется последнее слово в строке | Ритмическая упорядоченность отсутствует |
- | Различное количество слогов и строк |
- | Не сохранено одинаковое количество акцентов |
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий