1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
Лекция: Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
На рубеже XV и XVI веков, после утверждения свода законов Судебник, ограничивается свободный переход крестьян от одного землевладельца к другому, в году остается всего две недели для перехода, неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после. Это стало первым этапом в закрепощении крестьян. Также помимо ограничения, вступает в силу обязательство о выплате за прожитые на территории годы для крестьян. Выплата называлась — пожилое.
Закрепление крестьян на одной земле уравнивало всю низшую категорию населения, больше не использовались такие значения, как смерд, люди, изгой и прочее.
Практически до XVII века все крестьяне делились на владельческих, дворцовых, государственных.
- Владельческие — принадлежали помещикам — феодалам.
- Дворцовые — через различные ведомства, лично царю.
- Государственные — не принадлежали кому-то лично, но были вынуждены соблюдать некие обязательства, в виде повинностей. Чаще всего это был натуральный товар — оброк.
К холопам относилась вся дворовая челядь, ремесленники, которые обслуживали феодальную семью, приказные люди, управлявшие вотчинами и находившиеся на службе в правительственных учреждениях, военные слуги, сопровождавшие феодала в военных походах. На земле, принадлежащей боярам в основном работали холопы.
Формы землевладения
Одним из крупнейших землевладельцев того времени была Церковь. Во времена золотоордынского гнета, у церкви оставалось право на землю, монголы использовали такой подход, для поддержки церкви. Русским князьям также необходимо было заручиться поддержкой религии, поэтому князья активно раздавали земли духовенству или монастырям. В отличие от княжеских владений, церкви не нужно было оставлять или делить общую землю между наследниками, что спровоцировало огромный рост ее земельных угодий.
Правда, даже в стенах Церкви, такой излишний рост осуждался. Монах Нил Сорский возглавил группу «нестяжателей», отказывающихся от мирских потребностей. Они считали, что быстро растущее богатство ни к чему духовенству, так как основная их задача в спасении душ, а жить нужно лишь на подаяния прихожан. Их активно поддерживал великий московский князь Иван III, ему тоже не нравился активный рост количества землевладений у духовенства.
В отличие от нестяжателей, Иосиф Волоцкий, который был настоятелем Волоколамского монастыря, считал, что Церковь обязана иметь большие угодья. И его монастырь отличался быстрым ростом земельных владений, а также четкой и отлаженной хозяйственной системой.
В 1502 году последователи Иосифа Волоцкого получили поддержку и от великого князя. На церковном соборе они провозгласили его «Царем земным». В целом русская церковь стала государственной и национальной. При этом количество земель продолжало активно расти.
Главным нововведением того времени стало создание поместной системы. Заключалась она в следующем: военные слуги государства, чаще всего, отлично проявившие себя на службе, получали в свое пользование земельный участок — испомещались. За счет производства на этой земле, они были обязаны полностью содержать себя, обеспечить оружием, людьми, продовольствием и прочим. Не было единого размера выдаваемой земли или количества участков.
Также одной из важных особенностей социально-экономического развития было разделение различных видов землевладений по территориальному принципу. В центральных районах Московского государства преобладала поместно-вотчинная форма землевладения, где хозяевами были феодалы. А на окраинах, как и раньше, были распространены общинные формы крестьянского землевладения.
Увеличение количества крестьян в закрепощении было обусловлено ростом пожалований помещикам черных и дворцовых земель.
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий