1.6.1 Формализация понятия алгоритма
Видеоурок: Алгоритмы, величины, структура алгоритмов
Лекция: Формализация понятия алгоритма
Алгоритм – это порядок действия над каким-либо объектом, направленный на достижение поставленных целей.
Рассмотрим основные термины, необходимые для работы с алгоритмами:
Исполнитель – это лицо, которое исполняет последовательность действий, прописанных в алгоритме.
Язык – это совокупность символов и команд, с помощью которых описывается алгоритм.
Как можно представить алгоритм?
- Словесно.
- С помощью схем и таблиц.
- С помощью специального кода на языке программирования.
- С помощью псевдокода.
Для того, чтобы обозначать графически алгоритм, необходимо знать некоторые обозначения.
Слева на таблице обозначения по ГОСТу, а справа – что они означают:
Что же такое псевдокод, о котором говорилось ранее?
Это некий язык, который стоит между обыкновенным разговорным и языком программирования.
На уроках информатики мы пользуемся именно таким языком. Он имеет открытый алфавит, служебные слова:
алг (заголовок алгоритма) | нц (начало цикла) | знач |
нач (начало алгоритма) | кц (конец цикла) | и |
кон (конец алгоритма) | дано | или |
рез (результат) | если | да |
цел (целый) | то | нет |
сим (символьный) | иначе | при |
лит (литерный) | всё | выбор |
лог (логический) | пока | утв |
вещ (вещественный) | для | ввод |
таб (таблица) | от | вывод |
длин (длина) | до |
Ниже вы можете ознакомится с элементарным алгоритмом программы, записанной на псевдокоде:
алг название алгоритма (аргументы и результаты)дано условия применимости алгоритма
надо цель выполнения алгоритма
нач описание промежуточных величин, последовательность команд (тело алгоритма)
кон
Основные команды
А теперь давайте попробуем рассмотреть основные команды, которые понадобятся для составления программ:
- Оператор присвоения. Данная команда обозначается, как « := ». Используют для присвоения некому объекту или переменной какое-либо свойство. Например, а := 6, это означает, что переменная а равна 6. Или b := blue. Это значит, что некоторая переменная имеет голубой цвет.
- Операторы для ввода и вывода. Данные операторы показывают, какие переменные вводятся, а какие выводятся. Более того, в операторах ввода можно не только выводить и вводить переменные, но и комментировать их. При этом, чтобы не изменить данные, комментарии должны быть в кавычках.
- Операторы ветвления. Данные команды позволяют совершать выбор. Используются команды «если…, то…, иначе…все», «выбор…при…иначе…все».
- Операторы цикла: «начало цикла для… от…до…конец цикла», «начало цикла пока… конец цикла», «начало цикла до…конец цикла». Как вы могли заметить, необходимо обязательно использовать границы начала и конца цикла.
Очень важным для составления программ является знание основных понятий:
Константа – это величина, имеющая одно и то же значение на протяжении всего выполнения программы.
Переменная – это величина, которая имеет постоянное имя, но может изменять свое значение на протяжении выполнения программы.
Каждое значение переменной фиксируется в ячейке памяти компьютера.
Величина – это множество возможных значений. Каждый объект, который находится во множестве, имеет название идентификатора.
Значение – это присвоение переменной конкретного свойства в данный момент выполнения программы.
В качестве свойства может выступать число, буква, цвет, некая характеристика и другое. Переменная может получить некое значение с помощью оператора присвоения или же с помощью ввода данных.
Это может быть числовой, буквенный тип и другие.
Существует раздел типов, который называется стандартный.
К нему относят числовой, литерный и логический типы.
Обозначается данный тип, как лит. Некоторые языки программирования делят литерный тип на два отдельных: символьный (char), в котором используются только символы, и строковый (string) – который может обрабатывать строки.
Логический тип – это тот, в котором используются только две переменные правда-ложь, True-False, 1-0.
Основные конструкции алгоритма
Алгоритм может быть одним из трех видов конструкций:
- Следование – алгоритм, в котором действия выполняются последовательно.
- Ветвление – алгоритм, в котором возможен выбор. В результате этого исход программы может получится различным.
- Цикл – алгоритм, который выполняет по кругу одни и те же действия. Все действия в цикле называются телом цикла.
Линейная структура алгоритма (следование):
Структуры ветвления:
Структура цикла:
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий