8.3 Драматургия второй половины XX в.: В.С. Розов. Комедия «В поисках радости»
Лекция: Драматургия второй половины XX в.: В.С. Розов. Комедия «В поисках радости»
У экзаменуемого есть выбор одного произведения указанного периода. Мы разберем комедию В.С. Розова «В поисках радости».
В.С. Розов (1913 – 2004)
«В поисках радости» (1958)
Дата создания | 1956 год |
Жанр | Комедия |
Идейное содержание | Антимещанская направленность, утверждение идеалов добра, справедливости, высоких нравственных принципов, неприятие человеческой косности, душевной черствости. |
Проблематика, конфликт | Борьба добра со злом: стяжательству, мещанству противопоставлены светлые идеалы духовности, человечности, справедливости. Внутри- семейные конфликты: В семье Савиных (Лена противостоит остальным членам семьи, постепенно переманивая на свою сторону Федора); В семье Лапшиных (Геннадий восстает против ограниченности, ханжества и деспотизма отца); Конфликт матери и дочери (Марина догадывается о неблаговидных делах матери, Таисии Николаевны). |
Действующие лица | Савина Клавдия Васильевна, домохозяйка; Ее дети: Федор – ученый-химик; Татьяна – студентка; Николай – рабочий-ремонтник; Олег – школьник; Лапшин Иван Никитич- брат соседа Савиных; Геннадий – его сын; Лена – жена Федора; Таисия Николаевна; Марина – ее дочь; Леонид Павлович; Вера Третьякова, Фира Канторович – одноклассницы Олега. |
Сюжет | В небольшой московской квартире живет семья Савиных. Старший сын хозяйки дома, Клавдии Васильевны, Федор с женой Леной ожидают скорого переезда на отдельную жилплощадь, и в ожидании радостного события Лена полностью поглощена приобретением мебели для новой квартиры, добывая в бесконечных очередях дефицитные товары. Она бесконечно дорожит покупками, создав настоящий культ вещей. К Савиным часто заходят в гости отец и сын Лапшины, когда приезжают в гости к соседу, брату Ивана Никитича. Отношения в семействе непростые – глава семейства по отношению к жене и сыну ведет себя по-хамски, не считаясь с их человеческим достоинством, допуская рукоприкладство и оскорбления. При этом он искренне считает, что учит сына жизни, воспитывает его. Ненадолго заходят Таисия Николаевна, соседка, и ее дочь, Марина. Девушка в разговоре с Николаем признается, что мать таинственно связана с подозрительными, неприятными особами, посещающими их, в доме стали появляться дорогие вещи (ковер, телевизор, шуба). Против вещизма, грозящего поглотить родных, восстает Олег – в кульминационной сцене подросток дает настоящий бой заполонившим дом «драгоценным» гарнитурам. На открытое сопротивление отцу решается Геннадий, впервые давая отцу отпор, когда Иван Никитич замахивается на него. «Добро» в итоге фактически торжествует – Татьяна отказывается от ухаживаний «умеющего устроиться в жизни» Леонида Павловича, Николай решает опекать Марину, когда милиция задерживает Таисию Николаевну, Геннадий одерживает нравственную победу над отцом. |
Кульминация | Олег нечаянно разливает чернила на новый полированный стол, купленный Леной. В ярости она выбрасывает в окно аквариум с рыбками. Олег саблей (память о погибшей на фронте отце) рубит мебель. Потрясение от неравноценной платы за испорченный стол («Они же живые!»), порождает в подростке взрыв отчаяния. |
Смысл названия | В конце второго действия уезжают из Москвы домой отец и сын Лапшины, покидает родной дом Федор, поддавшись желанию жены поскорее покинуть семью, где ее «не любят, оскорбляют». У Федора состоялся трудный разговор с матерью (Клавдия Васильевна высказала сыну свое отношение к его «омещаниванию»), он покидает родные стены, но в напутственных словах родных звучит надежда на его возвращение – не только физическое, но и духовное. |
Онлайн - библиотека:
В.С. Розов. Комедия «В поисках радости»
Предыдущий урок |
Оставить комментарий