7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Урок 2

7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Урок 2

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 17-08-2017, 12:05

Лекция: Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»



«Снег идет» (1957)


Стихотворение написано в сложный для Пастернака момент: после опубликование на Западе романа «Доктор Живаго» на поэта чрезвычайно усилилось давление власть имущих.


Тема заключена в названии – снегопад.


Жанр – пейзажно-философская лирика; философские рассуждения о быстротечности пребывания человека на земле.


Снегопад в воображении поэта ассоциируется с волшебным полетом, кружащим людей, перекрестки, лестницы – весь мир вокруг. Однако каждая падающая снежинка создает в душе лирического героя и поэта смятение- уходит время и настоящее мгновение моментально становится прошлым, уходит в историю. Именно снегопад заставляет героя ощутить Время. Непрерывное движение снега символизирует непрерывность бега времени.


Стихотворение состоит из 8 строф, в каждой – разное количество строк:

1-5 строфы –  четверостишия;

6, 8 строфы – удлинение на одну строку;

7 строфа – сокращена до 3 строк.


Стихотворный размер: 4стопный хорей, охватная и перекрестная (2 строфа) рифмовки.  


Средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, анафора, рефрен, риторические вопросы, антитеза.


Поэт призывает ценить время - ценить каждую минуту, секунду жизни как великий дар природы.


«Про эти стихи» (1917)


Тема: творчество. Герой произведения описывает свою жизнь, главное отличие которой от жизни остальных людей заключается в том, что он умеет складывать слова в рифмы – создавать стихотворения. Он описывает свое состояние, возникающее в творческом процессе.


Пастернак подробно раскрывает этапы рождения стихотворного текста. Лирический герой ощущает свое незримое единение с товарищами по творческому цеху из разных стран и эпох – в тексте упоминаются Лермонтов, Эдгар По, Байрон.


Стихотворный размер: 4стопный ямб, стопа двухсложная, с ударением на 2 слог; рифмовка перекрестная, рифма мужская.


К средствам художественной выразительности относятся метафоры, сравнения. В тексте много разговорных слов, просторечных выражений.


«Любить иных – тяжелый крест…» (1931)


Первые строки стихотворения давно обрели статус афоризмов, имеют несколько интонационных особенностей.


Произведение имеет сюжет, отразивший конкретную жизненную ситуацию: Пастернак в первой строчке обозначил свои отношения с первой женой, Евгенией Лурье. Дама имела творческую специальность (занималась художественным творчеством), поэтому совершенно не заботилась о быте семьи. Любовь постепенно ушла, поэт серьезно увлекся женой своего друга, выдающегося пианиста Генриха Нейгауза, Зинаидой. Именно она восхитила Пастернака отсутствием «извилин», однако под фразой об их отсутствии следует понимать приземленность новой музы, простоту ее нравов. Новый брак оказался счастливым, супруги прожили счастливо много лет.


Поэт желает быть понятым супругой, однако для этого нужно упростить свой поэтический язык, «словесный сор из сердца вытрясть».

Использован 4стопный ямб, стопа двухсложная, с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.


«Сосны» (1941)


Произведение из сборника «Переделкино». Литературоведы оценили стихотворение как подлинный шедевр, совершенное творение.


Созданию «Сосен» предшествовал серьезный творческий кризис: долгое время поэтическая муза молчала, поэт занимался переводами. Однако после переезда начался подъем, литературные критики впоследствии назвали переделкинский период «гениальной простотой».


Жанр: пейзаж-размышление о «вечных» понятиях, о таинстве творческого процесса.  


Стихотворение написано необычайно просто, удивительно прост описываемый ландшафт.


Лирические герои сбежали, укрылись от мира, от царящих вокруг ужасов мировой войны, горя и страданий. В этом поступке – попытка найти защиту у матери-природы.  


В произведении 11 строф, разбитых на четверостишия, стихотворный размер: 4стопный ямб с пиррихием, стопа двухсложная с ударением на 2 слог и перекрестной рифмой.


Поэт пытается вернуть людей на путь мудрого отношения к вечному и прекрасному, старается научить их видеть красоту в обыденном, порой даже уродливом настоящем.


«Иней»


Стихотворение имеет знаковое название: поэт так обозначает переход из одного состояния в другое. Так его лирический герой совершает свой земной путь через серьезный надлом, он переходит в другую жизненную ситуацию меняясь, принимая новые условия, новую действительность.


Тема: мотив дороги.


Стихотворение написано с поистине тончайшим мастерством: чем больше герой познает мир во всей его многогранности, тем медленнее течет время, окутанное инеем. Дорога в данном контексте – колесо человеческой жизни, «порядок творения».


В произведении ясно угадываются пушкинские нотки (образ спящей царевны), много отсылов к отечественной лирической поэзии.


В заключительных строках появляется образ Смерти, но это не придает содержанию настроение обреченности и безысходности – это всего лишь свидетельство перехода сознания на более высокую ступень.


Стихотворный размер: 3стопный амфибрахий с ударением на 2 слог, рифма перекрестная.


«Июль» (1956)


Жанр: пейзажная лирика.


Идейное содержание: показ красоты, легкости середины лета.


Композиция: 7 строф разделяются на 2 части. В первой - четыре четверостишия, структурно напоминающие род народного фольклора – загадку. Многочисленные «таинственные» существительные интригуют читателя; глаголы создают атмосферу динамичного образа неизвестного гостя: вбегает, срывает, болтается, крадется.


Все разъясняется во второй части: незнакомец обретает имя – это июль. Здесь ведущим средством изображения выступает олицетворение, позволяющее сообщить летнему месяцу человеческие черты. К тому же, поэт усиливает «человечность» июля разговорной речью (растрёпа, таскающий), простонародными  словами (обтерши, одёжа).


Стихотворение впечатляет выразительными зрительными и слуховыми образами.


Стихотворный размер: 4стопный ямб с перекрестной рифмовкой.


Средства выразительности: олицетворения (основная роль), эпитеты, сравнение.



Онлайн-библиотека:
Б. Л. Пастернак. «Снег идет»​​​
Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи»​​​
Б. Л. Пастернак. «Любить иных – тяжелый крест…»​​​
Б. Л. Пастернак. «Сосны»​​​
Б. Л. Пастернак. «Иней»​​​
Б. Л. Пастернак. «Июль»​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий