7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Урок 1

7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения. Урок 1

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 17-08-2017, 14:05

Видеоурок: Биография Б.Л. Пастернака



Лекция: Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…»


«Февраль. Достать чернил и плакать!..»  (1912)


Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Впервые опубликовано в сборнике «Лирика» год спустя. Произведение имеет три различных варианта , дата их написания – 1912,1928, 1945 годы. Пастернак всю жизнь возвращался к своему «Февралю», дорабатывал его, но в результате вернулся к первоначальному варианту.


Тема: рождение поэзии, порывы души человека описываются посредством природы, чувством ожидания наступающей весны.


Главная идея – обновление природы и человеческой души перед весной. Произведение – дань увлечения поэта символизмом.


Лейтмотив – слезы (человеческие, дождевые потоки, потоки стихов и чернил).


Композиция: 3 части 4 катрена. В начале – пробуждение природы и души человека (множество глаголов неопределенной формы), основная часть – перемены, приходящие с весной, получают дальнейшее развитие: весна приближается проталинами, лужами, ливнями.

Заключительная часть – возникновение идеи творчества.


Ритмическая организация – быстрое и размеренное звучание чередуются, создается эффект колокольного звона. Последнее четверостишие возвращает стихотворению медленный темп.


Стихотворный размер: 4стопный ямб, двухсложная стопа с ударением на 2 слог, неточная, перекрестная рифма.


Выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнение, ассонанс, аллитерация.


«Определение поэзии» (1917)


Стихотворение входит в книгу «Сестра моя – жизнь», вышедшую в 1922году.

Жанр: философская лирика.


Тема: осмысление творчества, вынесено в заглавие, выполняет разъяснительную роль.


Начало стихотворения - звуковое изображение поэзии, затем поэзия объединяется с образами всего, чем наполнен окружающий мир.


Повторяющаяся анафора с главным словом «Это» выполнена так мастерски, что не выглядит поэтическим приемом, а воспринимается как желание поэта как можно точнее объяснить сущность поэзии.


Образы произведения наглядны, сочетаются метонимически.


Стихотворный размер: дольник, рифма перекрестная, 1и 3 строка – усеченная рифма.


В произведении использована бытовая, разговорная лексика, олицетворение, метафора, аллитерация.


«Во всем мне хочется дойти…» (1956)


Стихотворение является, по сути, поэтическим манифестом Пастернака; вошло в сборник стихов «Когда разгуляется», опубликованный только после смерти поэта.


Смысловой центр – первые строки стихотворения. Лирический герой постоянно находится в поиске правды, жаждет узнать все загадки жизни. Стихотворение поразительно динамично, в тексте почти физически ощущается движение, порыв,  устремленность  вперед.


Высокий смысл жизни, в конечном счете, выводится по формуле: «Жить, думать, чувствовать, любить, / Свершать открытья». Под таким девизом можно постичь великую тайну жизни!


Особую ритмичность создает стихотворный размер стиха: 4стопный ямб чередуется с 2стопным – подобная перемена сообщает тексту ощущение движения вперед; рифма перекрестная.


Образ природы оживляется в образе воплощенной поэзии. Природа в стихотворении существует не только в поэзии, но и в музыке (упоминание Шопена – дань музыкальному образованию поэта.)


«Гамлет»  (1946)


Стихотворение создано в первый послевоенный год, это первое произведение в цикле стихов Юрия Живаго, героя романа Пастернака.


Тема: проблема выбора нравственной позиции в жестоком окружающем мире.


Лирический герой появляется на сцене подобно Гамлету, шекспировскому герою. Толпа умолкает, все ждут начала действия. «Подмостки» - место ассоциируется с эшафотом. Однако разве есть повод казнить героя? И за что именно?


Образ лирического героя: Человек с большой буквы, Личность, вобравшая в себя все неоценимое многовековое  духовное наследие предков.


Для выяснения истоков противостояния «герой – толпа» автор приводит Читателя в мрачную, темную ночь. Зло собралось, сконцентрировалось для нападения («На меня направлен сумрак ночи»).    


Пастернак  вводит библейский мотив: в словах героя звучит евангелистские  слова Иисуса Христа («…Авва Отче, чашу эту мимо пронеси»).

В заключительной строфе появляется проблематика: герой понимает, что в дальнейшей жизни противостоять лжи, бороться с ней придется ему одному («Я один, все тонет в фарисействе»).


Стихотворный размер: 5стопный хорей, перекрестная рифмовка, мужская/женская римы.


«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…») (1946?)


Дата создания не подтверждена точно, есть версия о более поздней датировке произведения – середина 1950-х годов, т.е. момент заключительной стадии написания романа. Широкую известность «Зимняя ночь» получила только после публикации «Доктора Живаго» в 1988 г.


Стихотворение – часть тетради Юрьевых писаний из романа «Доктор Живаго».


Жанр –  любовная + философская лирика.


Основная идея: сопротивление человека бурям – внешним и внутренним.


Присутствуют некоторые черты импрессионизма, символистские мотивы, тема природы соединяется с любовной лирикой.


Образ свечи наделен огромной смысловой нагрузкой – своим трепетным пламенем огонь согревает жизнь, дает надежду, озаряет мир огоньком тихого человеческого счастья.


Композиция кольцевая – последняя строчка повторяет первую, но неточно. В основу положено противопоставление (антитеза) льда и огня. Соседство смысловых антонимов показывает внутреннее смятение; единственное чувство, перед чем отступает зло и мрак – любовь, незатухающий огонь человеческой души.


Стихотворный размер – 4стопный ямб с  чередованием рифм: 1и 3 строчка – мужская рифма, во 2 и 4 строках–  рифма женская; рифмовка перекрестная. Укороченные строчки создают эффект экспрессии, динамического развития стиха.


В качестве художественных средств выразительности использованы метафоры, эпитеты, рефрен, олицетворения, также – инверсия, повторы.


«Никого не будет в доме…» (1931)


В стихотворении явно ощущается одиночество лирического героя. Состояние внешнего мира «аккомпанирует» внутреннему состоянию героя: идет снег, темно («только крыши, снег, и кроме /крыш и снега, никого»).


Центральная часть стихотворения – 3 и 4 строфы (возникают мотивы вины и воспоминания).


Заключительные строфы (5 и 6) противопоставлены начальным строфам, но здесь появляется женский образ («В чем-то белом, без причуд…»). Она олицетворяет собой все прекрасное, светлое.


Композиция: двухчастная форма; I  часть –статика одиночества,  II часть – Ее появление нарушает уединенность и разрушает одиночество.


Стихотворный размер – 4стопный хорей, рифма перекрестная 



Онлайн-библиотека:

Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..» 

Б. Л. Пастернак. «Определение поэзии»
Б. Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти…»
Б. Л. Пастернак. "Гамлет"
Б. Л. Пастернак. «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»)
Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме…»

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий