7.12 А.А. Ахматова. Поэма "Реквием"
Видеоурок: Краткий анализ поэмы А. А. Ахматовой "Реквием"Лекция: А.А. Ахматова. Поэма "Реквием"
Основой послужила личная драма поэта, связанная с несколькими арестами сына, Льва Гумилева.
Композиция: Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав с названиями, трехчастный Эпилог. Практически весь текст создан в период с 1935 по 1940 годы; главы Вместо Предисловия и Эпиграф сочинены в 1957 и 1961 годах. Многие годы поэт хранила текст в устном виде, запоминая рождающийся текст. В письменном виде произведение увидело свет только в 1950-е годы, впервые широкая публика смогла прочесть бессмертные строки много позже, после смерти автора, в конце 1980–х годов.
Сначала задумывался лирический цикл из нескольких произведений, позже замысел обрел форму поэмы.
Смысловые ключи – Эпиграф и Вместо предисловия. Эпиграф привносит в трагедийные интонации лирику («Я была тогда с моим народом…»).
Глава Вместо Предисловия рисует перед мысленным взором читателя тюремную очередь, столь характерную для Ленинграда 1930-х годов.
В Посвящении продолжается тема Предисловия, однако масштаб событий развивается до гигантских размеров. Время остановилось, пейзаж созвучен кругам дантового «Ада» - так воспринимается тюремный город.
Вступление – образ, наполненный огромной внутренней мощью.
Образы и мотивы, развивающиеся далее, намечаются в Посвящении и Вступлении.
В поэме создан характерный звуковой мир: тишина заполнена скрежетом ключей, плачем детей, хлюпаньем дверей. Подобный прием только усиливает тишину, взрывающуюся только один раз (глава Распятие).
Распятие - смысловой центр «Реквиема». Текст наполнен огромным психологическим накалом: к Марии Магдалине и ее сыну пришел «великий час». Поэт отождествляет себя с библейским персонажем, показывает свою трагедию через великую трагедию матери Иисуса Христа.
Эпилог завершает повествование, возвращая к Предисловию и Посвящению: вновь перед читателем встает образ бесконечной горестной тюремной очереди. Во второй части текст перерастает в звуки величественного хорала в сопровождении звуков погребального колокола («Опять поминальный приблизился час…»).
«Реквием» стал поэтическим памятником всем, прошедшим ад сталинских репрессий.
Онлайн-библиотека:
А. А. Ахматова. "Реквием"
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий