7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения

7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 18-08-2017, 08:05

Видеоурок 1: Особенности лирики О. Э. Мандельштама




Видеоурок 2: Тема творчества, поэта и поэзии в лирике О. Э. Мандельштама



Лекция: О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»



«Notre Dame» (1912)


В этот год образовалось новое направление – акмеизм, сформированное в недрах «Цеха поэтов». К акмеизму примкнул и Мандельштам, своим творчеством изначально отличавшийся от поэтов символистского направления.


В 1911 году поэт принял христианство, более всего он интересовался католической верой. Результатом такого внимания явилось несколько стихотворений, одно из самых известных – «Notre Dame»., вошедшее в сборник «Камень».


Главные композиционные приемы – антитеза и контраст.

I строфа – создается напряжение;

Во II строфе – напряжение спадает;

III строфа – поэт говорит о слиянии разных эпох в одно целое – антагонизм несовместимых культур является основой для создания архитектурного шедевра;

IV – итог наблюдений, метафора состоит из метафоры: нависший свод – символ угрозы, олицетворяющей творческие сомнения автора. 


Лирический герой приходит к выводу, что созидающим символом является угроза: «Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам».


Ключевое слово – «свод».  У него в стихотворении 4 эпитета и сравнение с Адамом, первым человеком (метафора).


Лирический герой – сам автор, поэт Осип Мандельштам.


Стихотворение написано 6стопным ямбом, создающим напевность и задающим четкую ритмичность стиха. Строчки настолько легки, что буквально возносятся к самому куполу собора.


«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»


Стихотворение датируется 1915 г. Есть версия, что идея сочинить его пришла к Мандельштаму после того, как он увидел найденный Максимилианом Волошиным фрагмент древнего корабля. Для этого периода характерно увлечение поэта древними цивилизациями, воспринимавшимися, как  идеал красоты.


Жанр – элегия.


Нужно отметить, что среди всех стихий именно морская стихия – предмет особого внимания Мандельштама. Больше всего поэта привлекает океанский простор, спокойно и свободно  перекатывающий огромные водяные валы.


Лирический герой не может уснуть, о бессоннице читателю сообщают строки: «Я список кораблей прочел…». Известно, у Гомера в поэме «Илиада» перечисление кораблей, идущих на осаду Трои, составляет более тысячи наименований. Длина списка подчеркивает бесконечность ночного времени.


Образ кораблей: зрительный образ создают строки о тугих парусах, сравнение с журавлиным клином. В передвижении кораблей ясно чувствуется замедленность – в тексте очень мало «двигательны» глаголов.


Образ Елены. Ее красота приносит радость и одновременно горе всем, кто наблюдает ее.


Образ моря: грозная сила, неизбежность, враждебность.


Стихотворение написано 6стопным ямбом (александрийским стихом). Имя является ядром произведения, соединяющим все линии стиха. Рифмовка «Елена» и «Божественная пена» – неслучайна, обе прекрасны, дорога к Елене важнее дороги к сокровищам Илиона.


III строфа – основная мысль всего стихотворения.


Лирический герой отдает должное ахейцам, осмелившимся противостоять судьбе, сочувствует их судьбе. Ахейцы повенчаны с морской пеной на века, бессмертны «Илиада» и ее автор Гомер – таким образом Мандельштам утверждает связь поколений посредством искусства.


«За гремучую доблесть грядущих веков…»


Произведение создано в период 1931-1935 гг.


В это время поэзия Мандельштама приобретает звучание вызова.


Размер: разностопный анапест, поэтому тон стихотворения выдержан в плавных мягких интонациях.


Первые 4 строчки – передают сложную  атмосферу, царившую в стране. Постепенно начинал раскручиваться механизм массовых репрессий, когда выбирать приходилось между жизнью и честью («век – волкодав»). Лирический  герой отказывается выбирать, решает покинуть общество, давая согласие на ссылку.


Антитеза призвана усилить ощущение полярности счастья свободы и царившего в государстве состоянию ужаса.


III строфа: в первых двух строках описывается реальность, в двух следующих – рай, сибирская природа.


Цветовая антитеза: красный и голубой. Сибирский край описан в голубых тонах. Заключительные строки утверждают несломленность  духа поэта перед грядущими испытаниями.


«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»


Дата создания – 1930 год. Поэт вернулся в родной город с Кавказа и застал город в преддверии  страшных событий: в воздухе явственно ощущалось накапливание трагического напряжения. Лирический герой встречается с городом, где когда – то ощутил себя поэтом, где остались его друзья. Связь с бесконечно дорогим Петербургом ощущается на физическом уровне - «до прожилок, до детских припухших желез». Эту связь способны в один миг разрушить ночные «дорогие гости», появляющиеся внезапно, уничтожая при этом  целые семьи.


Жанр: лирический монолог.


Второе и третье двустишия – обращение поэта к самому себе; середина стихотворения – обращение к городу, иногда – Ленинграду, иногда – Петербургу, четкой определенности у поэта не происходит.


Образная структура стихотворения характерна для всего творчества Мандельштама, она максимально усложнена. Хорошо понимая, насколько неоднозначно может быть поэтическое слово, поэт предоставляет читателю возможность интерпретировать свои сочинения в зависимости от личного восприятия.


Стихотворение написано 4стопным анапестом, парными мужскими рифмами.


Онлайн-библиотека:
О. Э. Мандельштам. «Notre Dame»
О. Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
О. Э. Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков…»
О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.4.6 Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий