4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 2

4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Урок 2

База знаний ЕГЭ Литература Добавлено: 28-08-2017, 14:05

Видеоурок 1: Основные мотивы и темы лирики М. Ю. Лермонтова





Видеоурок 2: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Дума"




Лекция: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», Молитва «В минуту жизни трудную…», «И скучно, и грустно…» 


«Когда волнуется желтеющая нива…»  (1837)


Написано в заключении (Лермонтова арестовали за стихотворение «Смерть поэта»). Текст записывался угольками и обгоревшими спичками на бумаге, в которую завертывалась еда.


Жанр: пейзажная лирика (первые три строфы), однако содержание последней дает право отнести стихотворение к лирике философской.

Идея – природа подвигает на философские раздумья.


Описание  природы в каждой строфе – разное:

I – героя восхищают поле, лес, сад;                                 

II – лирический герой рассматривает ландыш,                                                                                 

III – герой смотрит на родник

(Все три строфы начинаются с союза "когда", содержат различные описания природы). 


Главная, философская мысль – в заключительном четверостишие: только единение с природой может сделать человека счастливым и приблизить его к Богу.


Размер: разностопный ямб, 2сложная стопа с ударением на 2 слог.


В первых 3 строфах рифмовка перекрестная (АВАВ), в последней – опоясывающая (АВВА). Мужская и женская рифмы чередуются.


Использованы эпитеты:

  • в первом четверостишие – цветовые (желтеющая нива, зеленый листок), 

  • во втором – к цвету добавляется запах («душистая роса»),

  • третья строфа передает ощущения («таинственная сага, мирный край»).

Олицетворения: ландыш кивает головой, ключ играет по оврагу.


Метафора – в последней строфе («расходятся морщины на челе», «смиряется тревога»).


Первые две строки заключительной строфы – прием синтаксического параллелизма, настроение гармонии, природа создает душевное равновесие.


«Дума» (1838)


Стихотворение относится к лучшим образцам гражданской лирики поэта. Время написания приходится на период обострения реакции в стране, когда общим настроением передовой части обществе становятся пессимизм и разочарование.


Жанр - 2 точки зрения: элегия или сатира.

Композиция: связь между строфами слабая, цементирует текст общее настроение.


I – перечисляются проблемы поколения;

II – обращение к прошлому, поиски решения проблем;

III – осуждение своих ровесников, но в то же время -причисление себя к ним;

IV – взгляд на свое поколение из будущего.


Лирический герой – одинокий, много переживший, уставший человек. Непонимание и отчужденность он переживает внутри себя. Он обращает взгляд на современников - увиденное печалит и тревожит его. Герой упрекает ровесников в трусости, пассивности, неспособности к великим поступкам.


В центре повествования – мысли о безысходности, неспособности изменить жизнь, вывод об идейной и духовной слабости целого поколения.


В качестве изобразительно – выразительных средств использованы эпитетынасмешкой горькою», метафоры («старост души»), гипербола.


В стихотворении 4 строфы: 16/8/12/8.


Использован разностопный ямб, стопа 2сложная, ударение – на 2 слог. Рифма разнородная, добавляет тексту эмоциональность, удачно имитирует живой поток мыслей и чувств.


Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)


Стихотворение написано в 1838 году, опубликовано годом позже. «Поэт» - программное произведение, посвященное состоянию русской поэзии после гибели А.С. Пушкина.


Тема: предназначение поэта и поэзии.

Кинжал - символическое сравнение поэта с грозным оружием.


Произведение построено на контрастном противопоставлении, состоит из 2 частей:

I ч. – история кинжала. В прошлом – грозное оружие, блиставшее в сражениях, в настоящем – всего лишь игрушка, украшение, никчемная безделушка.

II ч. – судьба поэта. Совсем недавно его слова звучали «…как колокол на башне вечевой…», однако теперь поэт  «…свое утратил назначенье…».


В заключение звучит обращение к собратьям по поэтическому цеху с риторическим вопросом – восстановит ли поэзия и поэт свою былую роль, «…Иль никогда на голос мщенья /Из золотых ножон не вырвешь свой клинок…». 


В вопросе ощущается понимание тщетности надежды на скорое возрождение былого статуса поэзии и роли поэта, как пророка и провидца.


В произведении использованы эпитеты и сравнениямыслей благородных», «нужен как фимиам в часы молитвы», и т.д.).


В произведении чередуются 4стопный и 6стопный ямб с перекрестной мужской и женской рифмовкой.


«Три пальмы» (1838)


Стихотворение вызывает в памяти пушкинское «Подражания Корану» по созвучию образов, строфики и размера стиха, однако на этом аналогия заканчивается. У Лермонтова главным содержанием произведения является философский вопрос о смысле жизни.


Жанр: баллада.

Проблематика:

  • смысл человеческой жизни;
  • отношения природы и человека.

Сюжет: «в песчаных степях» росли три пальмы. Постоянное одиночество им наскучило – они обращаются с укором к Всевышнему. Их услышали – в пустынном оазисе появляется караван. Отдохнув в тени гордых красавиц, утолив жажду, путники срубили пальмы. Гордыня была наказана: нельзя роптать на свою судьбу, нужно с благодарностью принимать ее.


Библейская символика:


Три пальмы – это человеческие разум, воля и чувства.

Оазис – символ рая, родник – символ связи человека с Богом (вода – источник жизни). Караван - образ нечистой, богопротивной силы.


От топора караванщиков гибнут не пальмы – так гибнет от гордыни человеческая душа.


Композиция: кольцевая, используется антитеза в первой и последних строках (жизнь -смерть). Вначале (1 строфа) – идиллия оазиса посреди пустыни, в конце – безбрежный раскаленный песок, несущий смерть всему живому.


Богатый арсенал выразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

Аллитерация «р» передает звук топоров при рубке пальм.


10 строф (60 строк) написаны 4стопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на 2 слог. Все строфы – шестистишия, мужская и женская рифмы чередуются.

Молитва «В минуту жизни трудную…» (1839)


Светлое, проникновенное стихотворение посвящено М. Щербатовой. Юная княгиня однажды посоветовала поэту верное средство избавления от тоски и грусти – молитву, искреннее обращение к Богу.


Стихотворение резко отличается от остальных поэтических произведений Лермонтова – настроение оптимистичное, слова простые, понятные, нет сложных метафор, иносказаний.

Произведение – единый душевный порыв, слова искренне верующего человека, нашедшего  себя в истинной вере.


Композиция: 3 строфы по 4 строчки каждая:

I – грустное, унылое состояние, настроение тяжелого переживания;

II – ощущение истинной благодати от искренней молитвы;

III – душа раскрывается, уходят сомнения и грусть, остается ощущение полета и некоторой незавершенности.


В стихотворении только один глагол – «твержу», что выявляет присутствие лирического героя. Все остальное содержание – результат этого действия, происходящий уже без непосредственного вмешательства героя.


Использованы эпитеты, метафоры, инверсия. Антитеза: грусти противопоставлено облегчение души.

Четверостишия написаны трёхстопным ямбом с перекрестной дактилической и мужской рифмой.


«И скучно, и грустно…» (1840)


Яркий образец характерного для Лермонтова настроения пессимизма, грусти, душевного одиночества. Неторопливое философское размышление, рассуждение на тему: что есть человеческая жизнь? для чего она дается человеку?


Жанр: элегия.

Композиция:

I строфа сразу погружает в подавленное, отчаянно одинокое состояние героя. Безличные предложения, описание гнетущей тоски. Странное для молодого человека выражение: «А годы проходят - все лучшие годы!».

II - лирический герой задает вопросы – и сам же на них отвечает. Вновь – настроение неверия в будущее, настроение разочарованности («И радость, и муки, и все там ничтожно…»

III – настроение не меняется, только усугубляется. Следует глубоко пессимистичный вывод, что жизнь человека – всего лишь «такая пустая и глупая шутка».


Произведение абсолютно безжизненно, по сути, это стихотворение – предсказание.

Средства выразительности: эпитеты, метафора, повторы, многосоюзие.


3 строфы (12 строк) ) написаны 4- и 5стопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на 2 слог, перекрестной рифмой (АВАВ).

Онлайн-библиотека:
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»​​​
М. Ю. Лермонтов. Дума («Печально я гляжу на наше поколенье...»)​​​
М. Ю. Лермонтов. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»)​​​
М. Ю. Лермонтов. Три пальмы («В песчаных степях аравийской земли...»)​​​
М. Ю. Лермонтов. Молитва («В минуту жизни трудную...»)​​​
М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно («И скучно и грустно, и некому руку подать...»)​​​

Предыдущий урок
Следующий урок

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 2
  • 4.4 А.С.Пушкин. Стихотворения. Урок 1
  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
  • Оставить комментарий