3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"
Видеоурок 1: Пересказ Фонвизин Д. И. «Недоросль»Видеоурок 2: Д.И. Фонвизин. Сюжет, композиция, проблематика комедии" Недоросль"
Лекция: Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"
Пьеса Д.И Фонвизина «Недоросль» относится к шедеврам русской классической литературы. Автору удалось создать выдающееся произведение, характеризующее эпоху Екатерины II - век «просвещенной монархии». В пьесе показаны не только положительные черты дворянского общества XVIII века, но и затронуты проблемные вопросы, высвечены недостатки.
Жанр пьесы – комедия.
Год написания – 1782 (в этом же году пьеса поставлена в театре).
Пьеса построена по всем канонам классической комедии, в сочетании с элементами реалистического направления
Признаки классицизма:
- Традиционное триединство: единая сюжетная линия (соперничество за приданое и руку Софьи), одно место действия (дом Простаковых, внутри и снаружи), временное пространство - одни сутки.
- Четкое разделение персонажей на положительных (Стародум, Правдин, Милон) и отрицательных (Простаковы, Скотинин);
- Принцип «говорящих фамилий».
Черты реализма:
- описание быта
- персонажи наделены яркими характерами
- представлены в развитии
- сюжет обладает элементами драмы
С написанием «Недоросля» в русской литературе появился совершенно новый жанр – социально-политическая комедия. Основной сюжетной линией является не любовная история, как в традиционных классических пьесах, а социальный конфликт.
В пьесе 5 действий:
- 1 действие- завязка сюжета (письмо Стародума)
- 2- 4 действие – развитие событий
- в 5 – кульминация (передача имения Простаковой под опеку)
Развязка наступает с последней репликой Стародума о плодах злонравия.
Персонажи комедии сгруппированы в полном соответствии с реальным разделением дворянского общества на людей просвещенных, образованных и дремуче непросвещенных, невежественных. Причиной невежества своих персонажей автор называет наследственное невежество, переходящее от отца к сыну, из поколения в поколение.
Проблематика комедии:
- Вопросы воспитания
- Отношения отцов и детей, взаимоотношения в семейном кругу
- Проблема образования
- Отношение дворянства к своим слугам, крестьянам
О названии. Недорослями назывались молодые наследники дворянских фамилий, не получившие полного образования. Фонвизин показал в лице Митрофана тип молодого дворянина, не только недоучившегося, а не учившегося вовсе - никогда и ничему (зачем, к примеру, нужна география, если есть извозчик!). Автору удалось так высмеять невежду и лентяя, что «Митрофанушка» с тех пор стало именем нарицательным, обозначая леность и нерадивость молодых людей.
Центральная мысль автора – необходимость воспитания молодого дворянства в духе идей Просвещения, чтобы молодое поколение могло достойно служить своей Родине.
Онлайн-библиотека:
Д.И. Фонвизин. Пьеса "Недоросль"
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий