1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Видеурок: Виды пафоса. Комическое и трагическое. Владимир СперантовЛекция: Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
Комическое в произведении искусства выражается в осмеянии каких-либо явлений, которые автор считает порочными.
Смех вызывают отдельные персонажи, ситуации, фрагменты действия. Подобный прием – сатирическое описание, сатира.
Эффект от уничтожающей силы сатиры получается тем больше, чем успешнее автор использует выразительные языковые средства: гротеск, гиперболу, пародию, сарказм. Классической сатирической литературой считаются произведения М.Е. Салтыкова – Щедрина, некоторые рассказы А.П. Чехова, М.Зощенко и других мастеров слова.
Юмор также является способом проявления смешного в искусстве, однако юмористическое произведение несколько отличается от сатирического: если сатира осмеивает, уничтожает смехом какой- либо порок, то юмор лишь указывает на недостаток, посмеиваясь над ним добродушной усмешкой.
Ирония разоблачает отрицательные стороны чего – либо, делает это либо с горьким чувством, либо с доброй усмешкой.
Ирония помогает автору за внешней положительностью персонажа или явления скрыть их подлинное «лицо» (таковы помещики в Мертвых душах»).
Сарказм – особый вид проявления комического начала, наивысшее проявление иронии, язвительная открытая насмешка.
Саркастическим содержанием наполнены произведения Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, приемами саркастического стиха блестяще владел Маяковский. Мастерству проявления сарказма учит своего мужа госпожа Москалева из «Дядюшкиного сна» Ф.М. Достоевского.
Гротеск смешивает в одном образе диаметрально противоположные понятия: фантазию и реальность, красоту и безобразность, трагедию и комедию для усиления выражения замысла автора.
В результате читатель наблюдает причудливую смесь неправдоподобных комических несоответствий, совершенный абсурд («История одного города» М. Салтыкова-Щедрина).
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий