1.10 Психологизм, народность, историзм
Одним из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения является психологизм (греч. «душа»+ «слово»).
Автор может использовать психологизм в его явном виде, воспроизводя внутренние монологи действующего лица (вспомним героев Л.Н. Толстого, например), или же воспользоваться неявным, скрытым психологизмом (подтекстом) – в этом случае состояние души персонажа обретет выражение в различных проявлениях психического состояния – речевых особенностях, характерных жестах и мимике (персонажи И.С. Тургенева).
Народность в литературе можно рассматривать в двух проявлениях:
1. Выявление народности в самом духе поэзии или прозы, определением глубокой связи с народом, определением приоритетов, характерных для каждой национальной культуры. По мнению В.Белинского, произведение литературы можно считать народным только в случае полного отражения в нем эпохи.
2. Показ в литературном творчестве психологии народа, связь с народной символикой, а также изображение событий, их оценка с позиций народного мнения.
Народность – это способность литературного произведения выражать общенародные интересы, а также все, что связано с народным характером, народными интересами, и т.д.
Историзм способен придать достоверность литературному произведению, воссоздавая в подробностях элементы конкретной исторической эпохи, особенности колорита, жизненного уклада.
Для убедительности общей художественной картины автор пользуется дневниковыми записями, свидетельствами очевидцев, историческими хрониками, летописными источниками (если произведение повествует о далекой исторической эпохе). Мельчайшие детали, соответствующие конкретному историческому времени, помогают читателю полностью погрузиться в описываемые события.
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий