7.8 С.А.Есенин. Стихотворения. Урок 1
Видеоурок 1: Природа в лирике С. А. Есенина
Видеоурок 2: Тема Родины в лирике С. А. Есенина
Лекция: С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»
«Гой ты, Русь, моя родная!...» (1914)
Стихотворение посвящено любви к родной земле, к русской деревне. Поэт восхищается родной стороной, ему бесконечно дороги знакомые с детства запахи, просторы бескрайних полей, родные березки.
В стихотворении нет сюжета, текст передает настроение, душевное состояние автора.
Размер стиха: 4стопный хорей с перекрестной рифмой.
Приемы художественной речи: эпитеты («»родная», «кроткий», «веселый», «мятой»), олицетворения («чахнут тополя», «прозвенит девичий смех»), сравнение («как захожий богомолец»).
Стилистические фигуры: инверсия, обращение, умолчание.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916)
Стихотворение создано в переходный для Есенина период. Поэта заметили в Москве, его стихи все чаще появляются в печати.
Жанр: лирическое послание, элегия.
Композиция кольцевая, с повтором первой строфы в конце стихотворения.
Цвет в произведении: «багряные», «алый», «синий», «лучистый», «светлая».
Девушку поэт описывает так, что возникают сомнения по поводу ее реального существования, портрет больше подходит вымышленному, мифологическому образу.
Настроение светлой, тихой грусти, печальный вздох об ушедшем счастье.
Стихотворение состоит из 24 строк.
Использован 5стопный хорей; рифмовка перекрестная, рифмуются разные части речи, или одни и те же, мужская и женская рифмы чередуются.
«Мы теперь уходим понемногу…» (1924)
Стихотворение написано за год до трагической гибели поэта. Настроение произведения хорошо передает подавленное, тяжелое душевное состояние Есенина.
Жанр – стансы.
Тема: размышления по поводу конечности человеческой жизни, смысле существования человека на земле.
Смысл стихотворения выдает первая строфа, в которой лирический герой признает неизбежность конца человеческой жизни, сообщает о готовности «собраться в дорогу». Он вспоминает свою жизнь, предается воспоминаниям о прошлом с удовольствием, сообщая, что он «…счастлив тем, что … дышал и жил». Особенно тоскует его душа об оставляемой на земле любимой природе, которую он уже никогда не увидит.
В 7 строфах стиха использован 5стопный хорей, двухсложная стопа, рифма - перекрестная.
«Письмо матери» (1924)
Стихотворение появилось после одной из дружеских посиделок Есенина, когда он с двумя товарищами собирался навестить мать. Ожидая поезда, компания устроилась в буфете… Закончилась вечеринка весьма печально для поэта – он просадил все деньги и никуда не поехал. Утром, чувствуя себя бесконечно виноватым, Есенин сочинил стихотворное письмо матери, раскаиваясь в своей непутёвости.
Жанр: лирическое послание.
Композиция закольцована повторением одно и той же фразы.
Начало произведения – бодрое приветствие, затем в словах начинают проскальзывать нотки горечи, тоски по родному дому, надежда на скорый приезд домой. Лирический герой с горечью признается матери, что («…Ты одна мне помощь и отрада / Ты одна мне несказанный свет»).
Кульминация наступает в 7 строфе, когда автор признается в разочаровании и усталости.
Размер стиха – 5стопный хорей, во второй и четвертой строках – укороченная стопа; рифмовка перекрестная.
«Письмо …» считается непревзойденным письменным посланием в отечественной литературе, обращенным к матери.
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)
В стихотворении ярко проступают черты имажинизма – обороты речи, наполненные экспрессией, яркие, запоминающиеся определения. Автор и лирический герой – единый персонаж. В этот период Есенин много размышлял о своей жизни, о происходящих в стране переменах. Мысли поэта стали темой стихотворения «Спит ковыль….».
Сюжет отсутствует, четко прослеживается логика излагаемого материала.
Композиция кольцевая – вывод поэта о своей непреходящей любви к Родине начинает и заканчивает произведение.
Для придания особой образности автор выбрал олицетворение, символы, яркие образы, использовал антитезу, сложные сравнения. Стиль изложения экспрессивный, слог – легкий.
В стихотворении 6 строф, произведение написано хореем с перекрестной рифмой.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (1925 )
Стихотворение относится к циклу «Восточные мотивы», созданному Есениным после поездки по Закавказью.
По отзывам современников поэта у восточной красавицы был вполне реальный прообраз - преподаватель Шаганэ Нерсесовна Тальян.
Жанр: лирическое стихотворение, обращение к женщине.
Автор и лирический герой составляют одно целое, поэтому в произведении поэт общается с читателями, доверяет им сокровенные мысли и чувства, но обращается при этом к Шаганэ.
Композиция - кольцевая, придающая стихотворению завершенность.
В 1 строфе герой рассказывает девушке о родной рязанской земле, о луне. Ему хочется отвлечься от постоянных мыслей о родной стороне, но в обращениях к Шаганэ герой постоянно приводит сравнения, эпитеты, говорящие о любви к родному краю.
В стихотворении наблюдаются рефрены, причем в первой строфе читаются рефрены для всех строф.
Кроме этого, как заклинание, повторяется строчка «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
В стихотворении строф (пятистишие), 3стопный анапест с ударением на 3 слог.
«Не жалею, не зову, не плачу…» (1922)
Жанр: лирическое стихотворение, размышление.
Главная мысль: все в жизни человека преходяще.
В роли лирического героя выступает сам автор. Он грустит о прошедшем, но понимает закон жизни и принимает его, а посему: «Будь же ты вовек благословенно/ что пришло отцвесть и умереть».
Композиция: 5 строф по 4 стиха.
Использован 5стопный хорей с перекрестной рифмовой.
К художественным средствам выразительности относятся эпитеты, метафоры, сравнения.
Онлайн-библиотека:
С. А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная...»
С. А. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
С. А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»
С. А. Есенин. Письмо матери («Ты жива еще, моя старушка?..»)
С. А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
С. А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
С. А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу...»
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий