5.6 Н.А.Некрасов. Стихотворения
Видеоурок 1: Н. А. Некрасов и "натуральная школа"
Лекция: Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…»
«Тройка» (1848 г.)
Тема: судьба простой русской крестьянки.
Главный образ – тройка, символизирующая, с одной стороны, быстротечность человеческой жизни и невозможность ее изменить, с другой – упущенные возможности.
Композиция кольцевая. Имеет двухчастное строение (без последних 2 строчек):
1 часть – счастливая часть жизни девушки;
2 часть – тяжелая женская доля.
Лирический герой наблюдает за молодой крестьянкой, ее жизнь он сравнивает с быстро мчащейся тройкой.
Первые 2 строфы – ожидание тройки на дороге;
Последующие 3 строфы – портретное описание крестьянки;
Дальнейшие 4 строфы – невеселые картины ее замужней жизни;
Две последние строфы – лирический герой призывает крестьянку смириться со своей судьбой, не питать бесполезных надежд на счастье.
Произведение написано 3 стопным анапестом, женская и мужская рифмы чередуются, рифмовка перекрестная, последняя строфа – смежная.
Использован контраст: воображаемая счастливая судьба – реальная несчастливая жизнь.
В первой части эпитеты описывают красоту девушки, глаголы подчеркивают живость ее движений, молодую порывистость. Несчастную судьбу характеризуют глаголы-метафоры, эпитеты, показывающие беспросветную тяжелую крестьянскую жизнь.
«Я не люблю иронии твоей…»
Стихотворение посвящено А. Панаевой, является частью «панаевского цикла».
Жанр: интимная лирика.
Тема: этапы любовного чувства (развитие, охлаждение, угасание).
Центральная мысль: только любовь является настоящей жизнью, ее нужно беречь и сохранять.
Композиция: от начала к финалу прослеживается угасание любви.
1 строфа: признание лирического героя в угасании некогда сильных чувств;
2 строфа: сложные отношения мужчины и женщины в период охлаждения;
Последняя строфа: герой понимает, что наступает окончательный разрыв с любимой женщиной.
Образность выражена противопоставлениями, метафорами, эпитетами, сравнениями.
Произведение отличает необычная организация стиха.
Рифмы мужская/женская чередуются беспорядочно.
Размер: 5стопный ямб с многочисленными пиррихиями, в каждой строфе индивидуальная рифмовка:
1 строфа – кольцевая;
2 строфа – перекрестная;
3 строфа – перекрестная/смежная.
Сумбурность рифмовки точно отражает внутреннюю неуспокоенность, мятежность духа лирического героя.
«Железная дорога» (1864)
Жанр: лирическое стихотворение.
Сюжет, персонажи: лирический герой и его попутчики по вагону.
Эпиграф: разговор генерала с сыном Ваней
Композиция:
I – описание красот осенней природы из окна поезда
II – монолог рассказчика, в 3 последних строфах - главная мысль о важности уважительного отношения к человеку труда;
III – речь генерала о неспособности народа, погрязшего в пьянстве, к созиданию.
IV – Ваня со слов рассказчика узнает, что строители получили в награду за каторжный труд бочку вина да прощенные недоимки.
Рифмовка: стихотворение состоит из 37 строф, написано 4стопным дактилем (I часть), в остальных частях – чередование 4стопного с 3стопным (укорочена последняя стопа). Ритмическая организация имитирует стук колес поезда.
Чередование рифм: в I строфе женская/мужская, далее - мужская /дактилическая, мужская/женская. Рифмовка перекрестная.
Образность произведения создается великолепным описанием русской природы (1 часть), в описаниях народных страданий Некрасов мастерски использует олицетворение.
Практически отсутствуют тропы в речи генерала.
Подобным слогом написана заключительная, IV часть (описание народного «счастья»).
«В дороге» (1845)
Жанровая сценка точно описывает жизненную ситуацию: ямщики в долгих путешествиях часто развлекали седоков песнями, рассказами из своей жизни. В народном фольклоре существовал особый жанр – песня ямщика.
Сюжет: ямщик жалуется барину на жену, воспитанную в барском доме. Она воспитана господами, обучена женскому ремеслу, игре на фортепиано. Однако пришел новый господин, и девушку выдали замуж в деревню за простого человека. Жизнь ее невыносима, она тоскует, плачет – крестьянская доля ей тяжела, она не умеет работать по хозяйству. Ямщик сетует, что жену погубило господское воспитание.
Идейное содержание стихотворения – протест против крепостничества.
Образность стихотворению придают простонародные выражения, 2 сравнения и 1 эпитет.
«Вчерашний день, часу в шестом…» (1848)
Жанр: гражданская лирика
Событие, описанное в стихотворении, представляет собой реально происходившее событие с конкретной датой – сюжет приобретает характер репортажа. Однако современники понимали, что автор написал художественное произведение.
Сцена наказания ассоциируется у автора с ударами, которые испытала его Муза, к тому же автор видит здесь судьбу всей страны, молчащей под ударами крепостнической власти. Подобная трактовка делала произведение политически опасным, грозила автору серьезными неприятностями.
В I строфе – 1 эпитет («молодая»), во II строфе – восклицания, повторяющиеся «и» создают эффект свиста кнута. Усиливает «свистящий» эффект смена слова «кнут» на «бич».
«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851)
Посвящено А. Панаевой, лучшее лирическое произведение поэта о любви.
Тема: конфликт между влюбленными с благополучным завершением (поссорились - помирились).
Автор излагает идею о благотворном влиянии ссоры на чувства влюбленной пары.
В стихотворении 3 строфы:
I – описано внутреннее состояние влюбленных в ссоре.
II – призыв лирического героя к любимой с требованием высказаться; подозрение о надуманности ссоры;
III – возвращение любви, воцарение мира.
Первая строфа - статичная картина; глаголов в тексте нет, действие остановлено.
Во второй строфе множество повелительных глаголов (побуждение к примирению);
В третьей строфе вновь возвращается статика, употреблен только один глагол.
Образность придают эпитеты, метафоры (на них выстроено все произведение), аллитерация.
«Поэт и Гражданин» (1856)
Жанр: гражданская лирика.
Стихотворение считается манифестом Некрасова, это его жизненная позиция.
Произведение – диалог Поэта и Гражданина.
Монолог Гражданина – его кредо. Настоящий гражданин своей страны должен «идти в огонь за честь Отчизны…», т.е. выражать активную жизненную позицию.
Поэт отговаривается своим несоответствием высокому предназначению, объясняя причину: в молодости он проявил себя как гражданин, но испугался, страшась последствий. Он изменил долгу, в чем теперь раскаивается.
Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…») (1874)
Стихотворение написано как ответ монархистам, призывавшим Некрасова «правильно» отражать положение крестьян после отмены крепостного права, описывать наступившую «райскую» жизнь крестьян.
I –возмущенное оспаривание неактуальности своего творчества;
II – раздумья автора о поведении своей Музы;
III – рассуждения о подлинности народного счастья;
IV - итог; нет ответа – принесло ли освобождение счастье народу; автор не знает нужны ли мужику его стихи.
«О Муза! Я у двери гроба…» (1877)
Произведение числится последним творением Некрасова. Тяжелобольной поэт обращается к Музе.
Жанр: гражданская лирика.
Тема: признание творчества поэта в народе.
Образ Музы является основным в творчестве Некрасова, он появляется в нескольких произведениях поэта.
Три строфы стихотворения не разделяются пробелами – в тексте предложение, заканчивающее одну строфу, начинает следующую. Мысль автора льется непрерывным потоком, он спешит «выговориться».
Произведение делится на смысловые отрывки (их всего 3).
В произведении использованы эпитеты и метафоры.
Некрасов на смертном одре стремится утвердить главное для себя: нести людям правду, служить идеалам гуманизма.
Онлайн-библиотека:
Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...»
Н. А. Некрасов. Железная дорога
Н. А. Некрасов. В дороге («„Скучно! скучно!.. Ямщик удалой...»)
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...»
Н. А. Некрасов. «Мы с тобой бестолковые люди...»
Н. А. Некрасов. Поэт и гражданин
Н. А. Некрасов. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»)
Н. А. Некрасов. «О Муза! я у двери гроба!..»
Предыдущий урок | Следующий урок |
Оставить комментарий