Подготовка к ЕГЭ самостоятельно. Литература. Древнерусская литература и литература XVIII века
«Слово о полку Игореве»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3077/start/Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2288/start/Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник» и др. стихотворения
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2149/start/
Термины и понятия, рекомендуемые для повторения
Фольклор. Жанры фольклора.
Художественный образ. Художественные время и пространство.
Содержание и форма. Поэтика.
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел.
Классицизм.
Литературные роды: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы: стихотворение, поэма, повесть, притча; сатира, ода, комедия,
трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. «Говорящая фамилия». Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог.
Деталь. Символ. Подтекст.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм.
Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,
дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Древнерусская литература
Прочитайте «Слово о полку Игореве» в одном из переводов, например, Д.С. Лихачева,
В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого. Важно получить представление об исторической основе произведения, истории открытия «Слова...», спорах вокруг личности автора и датировки произведения, особенностях жанра (лиро-эпическая поэма, вобравшая в себя плач и песню, поучительное слово, а также элементы героического эпоса, исторической и воинской повести).
Необходимо освоить содержание «Слова...», обратив особое внимание на развитие сюжета и композицию произведения (принцип контраста и подчинение повествования задаче раскрытия главной идеи), систему персонажей и образ автора, связь описаний природы с темой русской земли. Важно уметь характеризовать героев «Слова...» (образы Святослава, Игоря Святославовича и его брата Всеволода, Ярославны); ключевую идею произведения (единение русской земли); многоплановость его тематики (тема родины, воинского подвига, междоусобицы, раздробленности русской земли и др.), проблематику «Слова...» (нравственный выбор главного героя и др.) художественное своеобразие «Слова...» (особая поэтическая тональность, иносказательность, опора на фольклорную традицию, символика, образно- языковое богатство).
В материалах экзамена к фрагменту «Слова...» предлагаются вопросы, проверяющие умения находить в тексте фольклорные элементы, определять тематику и проблематику произведения, выявлять художественные средства (рефрен, повтор, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, риторический вопрос, инверсия и др.), характеризовать приемы создания образа (портрет, пейзаж, гипербола, антитеза и др.). Вопросы, требующие развернутого ответа, нацелены, в первую очередь, на социальную и нравственную проблематику произведения, характеристику героев (в том числе автора-повествователя), понимание идейно-художественного своеобразия «Слова...».
Литература русского классицизма
Перечитайте комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль». Обратите внимание на
особенности эпохи Просвещения, специфику классицизма как литературного направления, своеобразие драмы как рода литературы, в том числе отличительные признаки классицистической драмы (деление персонажей на положительных и отрицательных, принцип «трех единств» и др. Следует повторить виды комического (юмор, ирония, сатира, сарказм), приемы сатирического обличения («говорящие» фамилии, «зоологизация» образов, приемы саморазоблачения и др.).
Обратитесь к содержанию комедии «Недоросль», уделяя внимание сюжетной интриге и этапам развития драматургического действия, системе персонажей и их именованию, своеобразию социальной и нравственной проблематики комедии (тема семьи и воспитания, социальные и общечеловеческие пороки).
Важно уметь характеризовать основной конфликт пьесы, строящийся на противоборстве добра и зла, низости и благородства, жадности и щедрости, чести и бесчестия, искренности и фальши, прямоты и лицемерия, животного начала в человеке и проявлений духовности.
Следует обратиться к жанровым особенностям «Недоросля», отмечая признаки общественно- политической комедии и комедии воспитания, черты классицизма и реалистической драмы, отмечая кульминационные моменты действия, объясняя значение финальной сцены, характеризуя основных персонажей с учетом их «говорящих» имен и фамилий, авторских ремарок, предысторий, оценок, данных героям другими персонажами, отмечая мотивы их поступков и особенности речи. Необходимо иметь представление о том, как в проблематике пьесы заявлены просветительские взгляды писателя, обозначена его социально-нравственная позиция.
Уточните сведения о личности и судьбе Г.Р. Державина, его убеждениях и заслугах на государственном поприще. Перечитайте стихотворение «Памятник» и познакомьтесь с рядом других произведений поэта, например, «Властителям и судиям», «Вельможа», «Бог», «На смерть князя Мещерского», «Река времен в своем стремленьи...» и др. При чтении лирики Г.Р. Державина следует обращать внимание на отражение в ней взглядов поэта на службу, размышления о смысле жизни и ее быстротечности, назначении искусства, на представления поэта о чести и долге. Необходимо уметь анализировать стихотворения в единстве содержания и формы, выявляя особенности лирического сюжета и образно-стилистических особенностей текста.
В целом при обращении к данному разделу курса необходимо учитывать особенности нравственно-воспитательного пафоса литературы ХVIII века, идею гражданского служения, обличение тех членов общества, которые подрывают величие и могущество Российского государства, попирают нравственные законы и не исполняют гражданский долг.
Объектами проверки по данному разделу, в первую очередь, являются следующие умения: определять жанр классицистической комедии, оды, сатиры, выявлять тему, идею, проблематику произведений, разделять в художественном произведении трагическое и комическое начала (юмор, ирония, сатира, сарказм); прослеживать взаимосвязь формы и содержания, выделять композиционные особенности литературного произведения, изобразительно-выразительные средства языка, знать особенности драмы как рода литературы, оперировать такими понятиями: ремарка, риторический вопрос, диалог, монолог, конфликт, сатира, «говорящие» фамилии, антитеза, афоризм и др. Определять их роль в художественном произведении.
Оставить комментарий